Вечер добрый! Как Вы относитесь к тому, чтобы работать с членами семьи? Друзьями? Или Вы придерживаетесь точки зрения, что вообще иметь партнера – ненадежно и лучше все решать одному? Давайте поговорим об этом.
Дэвид Гейдж — владелец компании Business Mediation Associates, которая помогает решать конфликты между бизнес-партнерами. В книге «Партнерское соглашение» он уверяет: большинство проблем появляются потому, что партнеры наделали ошибок в начале сотрудничества.
Нужен ли партнер вообще? В Университете Маркетта (США) проанализировали 2 тыс. быстрорастущих бизнесов и пришли к выводу, что только у 6% — один владелец. У 94% компаний, которые быстро масштабируются, есть два или три партнера.
У многих всемирно известных корпораций несколько основателей. Например, Apple придумали трое — Стив Джобс, Рональд Уэйн и Стив Возняк. Hewlett-Packard основали Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард. А Intel создали Гордон Мур и Роберт Нойс. Даже у Билла Гейтса, которого все считают единственным основателем Microsoft, был партнер — Пол Аллен.
Несмотря на это, когда деловой журнал Inc. спросил бизнесменов, как они относятся к партнерству, многие ответили, что это плохая идея, которая приводит к «неизбежным конфликтам». Гейдж уверяет, что их можно избежать, если правильно выстроить отношения.
Вот как он советует это сделать:
1. Еще на старте понять мотивы друг друга
Начиная бизнес, вы обязаны четко знать не только свои мотивы, но и мотивы партнера. И убедиться, что они не противоречат друг другу. Иначе вы будете идти вроде бы по одной дороге, но у каждого в мыслях будет свой конечный пункт. Если один хочет заработать побольше денег, а другой — изменить мир к лучшему, рано или поздно вы поссоритесь.
2. Не думайте, что близкий друг обязательно станет хорошим партнером
Многие люди, которые думали, что дружба автоматически означает успешное партнерство, в итоге потеряли друзей. Друзья часто уверены, что знают друг друга лучше, чем есть на самом деле. Друзья доверяют друг другу и не пытаются «проверить» перед стартом бизнеса.
3. Оговаривайте каждую деталь
Гейдж приводит несколько моментов, которые в большинстве случаев партнеры не оговаривают на старте:
Как они будут использовать прибыль — инвестировать в развитие компании или вынимать из бизнеса.
Что они будут делать в случае серьезного финансового кризиса.
При каких обстоятельствах будут готовы взять еще одного совладельца.
Как будет оцениваться работа каждого и что делать, если эта оценка будет низкой.
Как быть, если кто-то из партнеров потеряет мотивацию руководить бизнесом.
Может ли кто-то из партнеров нанимать родственников.
Обычно партнеры упускают эти моменты, потому что заняты насущными вопросами: как арендовать офис, набрать сотрудников, разработать продукт и не прогореть в первое время. На этом этапе им еще нечего делить, поэтому на условия партнерства они махают рукой, мол, «разберемся по ходу». А потом начинают конфликтовать.
4. Составьте письменное партнерское соглашение
Это стоит делать даже тогда, когда вы с партнером друзья, а ваш бизнес находится на уровне идеи. Составление партнерского соглашения станет первым испытанием вашего сотрудничества. Если у вас будут возникать серьезные споры на этом этапе, значит, вам не по пути — и лучше разойтись сразу.
Наличие партнерского соглашения позволяет всем сторонам расслабиться и сосредоточиться на бизнесе. У них нет недомолвок, все понимают, к чему идут. А письменная форма нужна потому, что память — ненадежна. Спустя 2–3 года после устной договоренности вы можете, например, не вспомнить, как договаривались привлекать новые инвестиции.
Партнерское соглашение — не юридический документ. Закон не обязывает его заключать, и юридической силы оно не несет. Партнерское соглашение нужно для внутреннего пользования. Так вы сможете закрепить, что и как будете делать. Это подтверждение того, что вы все обсудили и поняли правильно.
5. Обсудите свое отношение к деньгам
Даже у давних друзей и единомышленников подходы к финансам могут кардинально отличаться. Проясните такие вопросы заранее:
Вы будете максимально экономить или, наоборот, вкладывать больше денег, чтобы расти быстрее?
Вы будете нанимать лучших специалистов и платить им много или возьмете «середнячков», чтобы экономить на зарплатах?
Будете ли вы брать кредит, чтобы быстрее масштабироваться?
Готовы ли вы обеспечить кредит личным имуществом? Например, заложить дом.
6. Определите возможность смены партнера сразу
Пропишите, что вы будете делать, если с одним партнером что-то случится. Он может охладеть к бизнесу, серьезно заболеть, захотеть продать свою долю или даже умереть.