Однажды предприниматель Дэн Кеннеди создал презентацию. За 9 лет он провел ее 400 раз, в общей сложности перед 3 млн человек. В результате заработал более $1 млн и основал компанию, которую после продал за десятки миллионов. Сейчас Кеннеди — мультимиллионер. Он уверен: одна единственная презентация сделала его богатым. Он также пишет книги, где делится секретами своего успеха.
1. Ответьте себе на вопрос: «Для кого вы выступаете?»
Не просто выясните, что это, допустим, топ-менеджеры IT-компаний. Проанализируйте их страхи, убеждения и типичные для таких людей трудности. Так вы сможете быть «на одной волне» и завоевать доверие.
Чтобы глубже понять свою аудиторию, задайте себе такие вопросы:
Что не дает им спать по ночам и заставляет лежать, глядя в потолок?
Чего они боятся?
На что и на кого злятся?
Как выглядят три главных разочарования, с которыми они сталкиваются каждый день?
Чего они тайно и страстно жаждут больше всего?
Есть ли у них профессиональный жаргон?
2. Каждое слово презентации должно так или иначе следовать ЦЕЛИ
В презентации не должно быть случайных лирических отступлений и анекдотов, которые просто веселят. В каждую минуту вы должны помнить о цели и говорить только то, что к ней приближает, — уверен автор книги «Жесткие презентации».
Если ваша цель — что-то продать, то каждая история, шутка, цифра и диаграмма должна быть заготовлена с мыслью о том, как это приблизит вас к цели. Не надо рассказывать об истории своей компании просто потому, что с этого положено начинать. Не надо вспоминать забавную историю из своей жизни, чтобы показаться веселым парнем. В презентации не должно быть лишнего.
3. Пусть аудитория хотя бы мысленно говорит вам «ДА»
Это хитрый совет, который заставит даже самых скептических слушателей перейти на вашу сторону. Делайте так, чтобы аудитория периодически говорила «да» — вслух или мысленно. Можно попросить поднять руку или кивнуть, это тоже работает.
Дэн Кеннеди перед каждой презентацией формирует ряд вопросов, на которые большая часть аудитории скажет «да». Они могут быть простыми: «Устаете ли вы на работе?», «Поднимите руку, если вы хотели бы зарабатывать больше», «У каждого из нас есть коллега, которого мы терпеть не можем, правда же?».
Согласие в малом ведет к согласию в более значительных вещах. Чем чаще публика с вами соглашается, тем больше шансов, что после встречи она сделает то, что вы от нее хотите.
4. Правильно напомните о презентации после ее завершения
Какими бы убедительными вы ни были, часть аудитории не купит у вас продукт сразу же после презентации. Всегда останутся те, кто не захочет его покупать совсем. А часть возьмет тайм-аут, чтобы подумать. Такой категории слушателей надо напоминать о себе.
Разошлите им краткие тезисы своей презентации на следующий день после встречи. Напомните о себе еще через несколько дней. Пришлите анонс другой презентации через неделю.
Однажды Кеннеди обучал группу финансовых консультантов и помог им разработать автоматизированную 8-недельную систему поддержания связей с клиентами. Она состояла из 16 шагов, напоминания должны были приходить по обычной и электронной почте. В результате 25% потенциальных клиентов заказали услугу.