• Главная
  • Staff
  • Эффект Розенталя или немного про мудрое управление командой

В 2002 году Американская ассоциация психологов отдала почетному профессору Роберту Розенталю 84 место в списке 100 самых цитируемых психологов 20 столетия.

В 1968 году Роберт Розенталь и его коллега Ленора Якобсон провели наблюдение в одной из школ Сан-Франциско. Это исследование должно было помочь проверить, как невербальные и неосознанные стимулы влияют на межличностную коммуникацию учителя и учеников.

Сначала Розенталь и Якобсон провели проверочный тест на IQ, который в то время был главным каноном предполагаемой эффективности среди учеников, он помог закрепить успеваемость учеников в классе. Далее новым учителям сказали о предполагаемом потенциале 10 учеников из класса, фамилии которых Розенталь выбрал случайным образом.

Как показало последующее наблюдение, учителя на подсознательном уровне, прямо или косвенно, были готовы больше способствовать обучению «потенциально способных учеников», уделяли им больше внимания, давали больше обратной связи и помогали проанализировать ошибки. С самого начала их ожидания были к этим ученикам не только выше, но и менее категоричны. Высокие ожидания учителей способствовали их покладистости и готовности помогать ученикам в процессе обучения.

В конце учебного года Розенталь и Якобсон опять провели тестирование учеников, которое подтвердило, что случайно выбранные «потенциально успешные ученики» действительно показали лучшие результаты в обучении, чем их сверстники. Получается, что те, к кому с самого начала относились лучше, действительно показали лучшие способности к обучению. По мнению Розенталя и Якобсон, завышенные ожидания учителей повлияли на результативность учеников.

Поэтому главный принцип, на котором основывается «эффект Пигмалиона», состоит в том, что наш мозг не различает восприятие и ожидание. Известный социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003) в свое время назвал этот эффект «самогипнозом», и, как показали недавние нейробиологические исследования, активность мозга действительно проявляется идентично касательно восприятия реальных событий и внутренних ожиданий.

Хотя сам Розенталь назвал это открытие «эффектом Пигмалиона», в научной и образовательной среде оно прижилось больше под другими названиями –«эффект Розенталя» или «самореализующиеся пророчества».

Свое название этот психологический феномен получил из греческой мифологии. По рассказам Овидия, скульптор Пигмалион влюбился в скульптуру прекрасной Галатеи, и так отчаянно хотел, чтобы она ожила, что в результате так и случилось. Ученые интерпретируют этот психологический прием, как «скульптор другой личности», ведь «Эффект Розенталя» – это пример того, что наши ожидания обладают сильным воздействием на других людей. Неоднократно было доказано – если люди ощущают эмпатию и дружеский настрой собеседника, они чувствуют себя более уверенными, привлекательными и компетентными.

Суть этого психологического приема состоит в том, что мы можем управлять силой собственных ожиданий, удерживать высокий уровень мотивации и пожинать плоды от своего воздействия на реальность, то есть быть скульпторами реальности. Такое воздействие одного человека на другого по предположениям Розеталя возможно с помощью невербальной коммуникации – мимики, жестов и эмоций.

Таким образом, «эффект Пигмалиона» – это своеобразная цепочка взаимозависимой коммуникации, где действие одного человека, например, учителя, способствуют положительной отдаче среди учеников:

Высокие ожидания учителя ведут к более хорошей производительности учеников.

Убеждения учителя влияют на действия учеников и их убеждения о своих способностях.

Убеждения учеников о своих способностях подтверждают способность учителя к прогнозированию реальности.

Как показал опыт с учителем и «потенциально умными» учениками, важно не наличие объективной информации о чем-либо, а собственное убеждение человека в истинности своего понимания ситуации. Человек, который убежден в верности какой-либо информации на бессознательном уровне, будет искать ей фактическое подтверждение.

Этот случай убеждения в истинности собственного понимания ситуации был доказан и в другом эксперименте Розенталя, когда он разделил студентов в лаборатории на две группы: одним сказал, что у них крысы хорошо обучаемы, а другим – что плохо. Хотя крысы были одни и те же, результат в конце эксперимента был разным. В отличие от школьного эксперимента, где проявлялось воздействие между учителем и учеником, в лабораторных условиях акцент был сделан только на роли экспериментатора и его упорстве доказать истинность своих убеждений.

Таким образом, имея изначально положительные убеждения о себе или окружающем нас, мы также влияем на исход ситуации. Подтверждение таким «реализующимся пророчествам» в повседневной жизни психологи также называют эффектом положительного впечатления от просмотра нового фильма, если там играет ваш любимый актер, или если вы идете на вечеринку, где будут присутствовать хорошие знакомые – вы наверняка получите предполагаемые положительные эмоции. Вот пророчество и сбылось.

Также Розенталь исследовал данное проявление эффективности и важности невербальной коммуникации в межличностном общении на малых группах, таких как:

учитель и ученик;

врач и пациент;

судья и присяжные;

руководитель и подчиненные.

Но, хотя «эффект Розенталя» множество раз подтверждался в реальной жизни, критиков этого феномена, пожалуй, не меньше, чем приверженцев. Причины почему «эффект Пигмалиона» может сработать или не сработать до конца не были исследованы. Можно предположить, что если экспериментатор является хорошим коммуникатором, и у него хорошо развитая социальная интуиция, тогда он более расположен к поискам путей как найти общий язык с подопечным. Но если экспериментатор менее склонен к пониманию и слишком категоричен, тогда «эффект Розенталя» может не проявиться.

«Эффект Голема» или когда все наоборот

Совершенно противоположным «эффекту Розенталя» является самореализующееся пророчество под названием «эффект Голема» (название этот феномен получил из еврейского фольклора о мифическом персонаже Големе из Праги).

Базовые принципы и теоретическое обоснования «эффекта Голема» (1977) такие же, как и в «эффекте Пигмалиона», но результат совершенно противоположный. То есть, если в случае с завышенными ожиданиями руководителей от своих подчиненных они помогают улучшить результат в действительности (эффект Пигмалиона), то заниженные ожидания, негативное отношение и демотивация со стороны руководителя увеличивают низкую эффективность и шансы на то, что ожидаемый плохой результат реализуется (эффект Голема).

Подвергнуть любого человека эффекту Голема можно в случае, если:

игнорировать личную инициативу и идеи подчиненных;

давать слишком много советов и не учитывать способности личности;

демонстрировать чрезмерную власть, категоричность и непреклонность;

акцентировать внимание на неудачах и не замечать достижений.

Наиболее ярко подтверждение поведению согласно «эффекту Голема» проявляется в конфликтах: если мы настроены агрессивно и неуважительно к собеседнику, тогда очень высок шанс получить ответ в таком же духе.

Понимание механизмов действия «эффекта Пигмалиона» и «эффекта Голема» – это важный навык не только для личного развития и самомотивации, но еще и пример эффективного лидерства. Таким образом, от мудрого руководителя зависит как его манера поведения может влиять на атмосферу в рабочем коллективе и какие результаты в итоге будут получены.

Теги: ,

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.