Любите мультфильмы? Уверены, «Корпорация монстров», «ВАЛЛ-И», «Храбрая сердцем» или «Тайна Коко» – точно в числе ваших любимчиков. Президент компаний Pixar и Disney Эд Кэтмелл в своей книге «Корпорация гениев» рассказывает о том, как создать и развивать успешную творческую корпорацию.
В начале своей карьеры Эд Кэтмелл хотел устроиться в компанию Джорджа Лукаса Lucasfilm. На собеседовании его спросили: «С кем еще из кандидатов на эту должность стоит пообщаться»? Эд без проблем посоветовал нескольких профи, которые подошли бы на эту вакансию. Оказалось, что с этими людьми собеседования уже были. Но на аналогичный вопрос они не назвали никого — побоялись конкуренции. В итоге в Lucasfilm взяли Кэтмелла. Если человек спокойно говорит о соперниках, значит, он не боится здоровой конкуренции и действительно переживает за продукт. Это хорошее качество для командного игрока, особенно в творческом коллективе.
На протяжении 13 лет в большом конференц-зале Pixar стулья были расставлены так, что 30 человек сидели вокруг центрального стола, а остальные — за их спинами. В этом зале проходили совещания компании. В центре сидело руководство. За столом — другие менеджеры. Те, кто сидел за ними, чувствовали свою второстепенность и не спешили высказывать идеи. Однажды собрание пришлось провести в другом зале. Всех рассадили по периметру комнаты, и атмосфера сразу оживилась. Все присутствующие почувствовали себя равноправными, и собрание прошло намного продуктивнее.
После этого Кэтмелл распорядился убрать стол из конференц-зала, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. Только одна эта деталь улучшила атмосферу во время совещаний Pixar. Люди начали генерировать больше идей и перестали бояться высказываться.
Когда в «Pixar» создавали «Историю игрушек», над проектом работали больше 100 человек. Кэтмелл был настолько вовлечен в процесс, что не сомневался: в его команде отличная атмосфера. Когда же мультфильм выпустили, оказалось, что половина членов команды были недовольны и не чувствовали себя полноправными участниками процесса. Проблема заключалась в слишком жестких правилах коммуникации. Чтобы в такой большой команде не начался бардак, в ней выстроили четкую иерархию. Но распределение ответственности способствовало бюрократии и несвободе. В итоге рядовой аниматор не мог напрямую поговорить со специалистом по моделированию и высказать свои идеи. Ему приходилось согласовывать свою коммуникацию с менеджером. Всех это бесило, люди не чувствовали себя командой и предпочитали лишний раз промолчать.
Когда Кэтмелл понял это, то собрал всю компанию и объявил, что с этого момента любой сотрудник имеет право на рабочий контакт со своим коллегой на любом уровне и в любое время. Это намного улучшило атмосферу в компании.
Перед тем, как любой мультфильм Pixar выйдет на экран, у него может несколько раз измениться сюжет, герои, их внешний вид и даже главный посыл фильма. Мультфильм «Корпорация монстров» задумывался как история про 30-летнего бухгалтера, который ненавидит свою работу и видит призраков. В итоге это стало историей про маленькую девочку и ее дружбу с милым шерстяным монстром.
Каждый раз, когда в мультфильме приходится что-то менять, сотрудники Pixar воспринимают это не как личное поражение, а как еще один шаг на пути к успешному финалу.