Как выйти из кризиса компании, которая некогда была популярной?
Сегодня мы рассмотрим это на примере монстра инфоиндустрии.
Шесть лет назад дела компании Microsoft были далеки от идеала. Их смартфоны приносили убытки, доля мобильной операционной системы занимала менее 4% рынка, бренд ассоциировался исключительно с одним продуктом — Windows.
В 2014 году генеральным директором Microsoft стал Сатья Наделла, который работал в компании с 1992 года.
За пять лет на посту Наделле удалось четко сформировать бренд компании, увеличить прибыль и расширить целевую аудиторию продуктов. В этом году акции Microsoft побили исторический рекорд.
Компания стала самой дорогой в мире и третьей, капитализация которой превысила $1 трлн.
В момент кризиса Сатья не рекомендует ничего кардинально отличного от того, что мы все привыкли слышать. Он прежде всего советует реорганизовать внутреннюю структуру, выделив функциональные команды. В итоге без работы осталось около 18 тыс. человек — почти 14% сотрудников Microsoft.
Для тех, кто остался начали строить эффективную корпоративную культуру. Одной из главных целей Наделла считал кардинальное изменение корпоративной культуры и построение долговечной организации. Такому подходу он научился у своего отца — индийского госчиновника высокого ранга. Наделла сформулировал четкие цели компании, а корпоративная культура помогала их достигать.
Компания способна на все, считает Сатья, если ее культура построена на трех принципах: слушать, учиться и использовать личные таланты для выполнения общей миссии. На посту гендиректора Наделла начал больше коммуницировать с сотрудниками. Он доносит свои идеи через email-рассылки, твиты, общение на публичных мероприятиях и ежемесячных встречах в формате вопрос-ответ.
В итоге только за первый год под руководством Наделлы акции Microsoft выросли на 14%.
Кроме этого, в момент кризиса нужно уходить от рисковых экспериментов и сосредотачивать свое внимание на уже популярных продуктах. Важно также выходить на аудиторию конкурента, а также создавать бренд компании.
Долгое время «холодная война» между Microsoft и Apple стоила первой немалой прибыли. По оценкам экспертов из Jefferies, Microsoft лишала себя дополнительных $4 млрд выручки в год. Наделлу не устраивал такой ход событий.
Сейчас Microsoft Office и облачные версии этого продукта доступны на всех популярных платформах, часть из которых ранее игнорировали.
С каждым годом прибыль с этих платформ растет. Например, за первый квартал 2019 года выручка увеличилась на 13,7%.
Такой подход касается и остальных решений в компании. Например, сейчас на рынке мобильных операционных систем есть два лидера — Android и iOS.
Если Стив Балмер пытался с нуля создать их конкурента, то Наделла делает все, чтобы вывести в топы уже существующие продукты Microsoft. Ведь важное нововведение Наделлы — смещение акцента с Windows на Microsoft. Стив Балмер фокусировался на Windows как на самом популярном и прибыльном продукте. Наделла же сделал все, чтобы отделить эти бренды и уменьшить процент прибыли, который приходиться на Windows. За пять лет на посту он разделил прибыль равномерно по разным продуктам.