Давайте сегодня поговорим о том, почему наше окружение (как личное, так и рабочее) играет роль с научной точки зрения.
Мы не живем изолированно, а являемся частью мира, где правят социальные нормы — убеждения, взгляды и обычаи, разделяемые обществом и организациями. Нормы влияют на нас самым непостижимым образом! Еда кажется вкуснее, лица красивее, а песни интереснее, если нравятся окружающим.
Мы мусорим и голосуем с оглядкой на других. Степень, до которой нас выводит из себя скандал, воодушевляет кандидат на выборах или пугают климатические изменения, зависит от того, как к этому относятся люди вокруг нас. Мы подражаем тому, что другие делают и думают, хотя об их мыслях можем только догадываться. И, к сожалению, чаще всего ошибаемся. А все потому, что за мнение большинства принимаем крайности, которые громче слышны.
Даже если это не так для вас, спросите себя – во всем ли для вас мнение большинства не решает? Уверена, решает как минимум в вопросах ориентирования на ЦА.
Когда-то психологи опрашивали первокурсников Принстона через несколько недель после начала учебного года и вторично весной. Им задавали два вопроса: «Как часто вы злоупотребляете алкоголем?» и «Как часто первокурсники Принстона в среднем злоупотребляют алкоголем?»
Осенью студенты относились к такому досугу прохладно, но считали, что в среднем интерес к нему выше. В этом и заключалась ошибка: из их же мнений по определению и складывается средний показатель. Студенты чаще потчуют сокурсников рассказами о вечеринках с ледяными чиллерами, а не о том, как допоздна корпели над учебниками. Оригинальные мнения, высказываемые громогласно, вытесняют скромную картину реальности большинства, и у студентов складывается образ непросыхающего среднестатистического первокурсника. К весне злоупотребление алкоголем участилось.
Первокурсники придумали норму и подстроились под нее.
В 2012 году Google обнаружила, что ее самые успешные команды являются и самыми «человекоориентированными»: там все понимают и поддерживают друг друга. В дизайнерской и консалтинговой компании IDEO поощряется взаимопомощь, а отзывчивость играет роль при отборе соискателей и в повышении. Их примеру может последовать любая организация, частная и общественная, большая и маленькая, официальная и неофициальная.
Мы не поодиночке боремся за эмпатию в жестоком мире. Мы — это сообщества, семьи, компании, команды, города и страны, и мы можем сделать доброту частью культуры и превратить ее в выбор каждого по умолчанию. Мы не только живем по нормам, мы сами их создаем.
Все дело в зеркальных нейронах!
Мы часто неосознанно принимаем позу, похожую на позу собеседника. Если коллега ушибся об стол, мы непроизвольно тоже скривимся. Когда близкому больно, мы часто вместе с ним испытываем практически физическую боль.
На улыбку интуитивно отвечаем улыбкой. Также ожидаем зеркального реакций и если другой не отреагировал улыбкой, оставшись нейтральным, сразу хочется спросить: все ли в порядке?, не давит ли ему резиночка в трусах?
Зеркальные нейроны помогают нам понять другого не путём рационального анализа, а через собственные ощущения, которые возникают в следствии внутреннего моделирования действий другого человека. Этот процесс запускается синхронно в режиме реального времени, часто непроизвольно, вне зависимости от нашего сознательного намерения.
У нас есть свобода выбора делать такое же действие или нет.
Но отказаться зеркалить другого в большинстве случаев мы не можем. Вот почему яблоко от яблони далеко не падает и почему наше окружение накладывает на нас свой отпечаток.
Вот поэтому и стоит внимательно относиться к выбору своего окружения (и ЦА кстати тоже).