Есть несколько форм презентеизма:
Отвлеченный презентеизм: сотрудник находится в офисе, но не работает, он расфокусирован, его мысли сосредоточены на другом. Это может быть связано с демотивацией или личными / рабочими проблемами.
Стратегический презентизм: сотрудник целенаправленно находится в офисе дольше положенного, чтобы его отметили (повышением зарплаты или продвижением).
Сверхусердие: сотрудник продолжает работать и задерживаться в офисе, когда устал или болен. Причиной может быть перфекционизм или корпоративная культура.
Причины презентеизма
#1. Неудовлетворенность сотрудников
Отсутствие грамотной организации работы, плохие отношения с руководством, низкая заработная плата — все это приводит к так называемой «внутренней отставке». Сотрудник приходит в офис, отсиживает положенные часы, но толку в его присутствии нет.
Сильная усталость, вызванная периодическими перегрузками или постоянными дедлайнами, приводит к тому, что сотрудник выгорает. Он продолжает приходить на работу, но без мотивации и производительности.
#2. Корпоративная культура
В компаниях с сильной атмосферой конкуренции или с законом «моя работа — мой дом» часто страдают от презентеизма.
Для таких компаний характерны:
- Необходимость быть на работе, когда болеешь или плохо себя чувствуешь.
- Внутреннее негласное правило: тот, кто уходит с работы вовремя или не отвечает на рабочие письма ночью и в выходные, считается плохим работником.
- Избегание проблем: сотрудник продолжает много и упорно работать, вместо того чтобы обсудить, что его не устраивает.
- Излишне увлеченное отношение к работе, приводящее к эмоциональному истощению.
- Сложные отношения с коллегами и / или руководителем, а иногда слишком «семейные», когда сложно отказать другому.
#3. Отсутствие корпоративной гибкости
Презентеизм принято ассоциировать с устаревшими корпоративными ценностями, где строго следят за временем прихода и ухода, отслеживают часы работы и отказывают в удаленке.
#4. Менталитет и отношение общества к презентеизму
В Японии принято задерживаться допоздна в офисе и проводить свободное время с коллегами. А в Дании, Швейцарии или США на того, кто остается в офисе после 18 часов, смотрят с упреком: видимо, он не смог правильно организовать свою работу или пренебрегает семьей.
Как предотвратить или минимизировать презентеизм
1. Покончить с культурой сверхдостижений
Во многих компаниях принято делать упор на количестве задач и часто за счет качества. На практике чаще работает подход «меньше — значит лучше». Правильнее решить, как добиться большего с меньшими затратами, чем требовать еще и еще от сотрудников.
Чтобы повысить эффективность, нужно обеспечить физическое и психическое благополучие работников. Необходимо поощрять спокойные и сбалансированные отношения на работе, вкладываться в развитие сотрудников и создавать комфортную рабочую среду. Это значительно повысит качество работы и производительность.
2. Выбрать управление через доверие
Презентеизм часто является следствием социального давления. Более непринужденное отношение к рабочему времени пойдет на пользу компании. Это создаст атмосферу доверия и уберет чувство вины из рабочих отношений.
3. Переосмыслить рабочие процессы
Компании необходимо определить и обсудить с каждым сотрудником его оптимальный рабочий режим. Кому-то повысит продуктивность удаленка. А для экстравертов, которые заряжаются от коммуникации с другими людьми, такой формат противопоказан.