Есть несколько форм презентеизма:

Отвлеченный презентеизм: сотрудник находится в офисе, но не работает, он расфокусирован, его мысли сосредоточены на другом. Это может быть связано с демотивацией или личными / рабочими проблемами.

Стратегический презентизм: сотрудник целенаправленно находится в офисе дольше положенного, чтобы его отметили (повышением зарплаты или продвижением).

Сверхусердие: сотрудник продолжает работать и задерживаться в офисе, когда устал или болен. Причиной может быть перфекционизм или корпоративная культура.

Причины презентеизма

#1. Неудовлетворенность сотрудников

Отсутствие грамотной организации работы, плохие отношения с руководством, низкая заработная плата — все это приводит к так называемой «внутренней отставке». Сотрудник приходит в офис, отсиживает положенные часы, но толку в его присутствии нет.

Сильная усталость, вызванная периодическими перегрузками или постоянными дедлайнами, приводит к тому, что сотрудник выгорает. Он продолжает приходить на работу, но без мотивации и производительности.

#2. Корпоративная культура

В компаниях с сильной атмосферой конкуренции или с законом «моя работа — мой дом» часто страдают от презентеизма.

Для таких компаний характерны:

  1. Необходимость быть на работе, когда болеешь или плохо себя чувствуешь.
  2. Внутреннее негласное правило: тот, кто уходит с работы вовремя или не отвечает на рабочие письма ночью и в выходные, считается плохим работником.
  3. Избегание проблем: сотрудник продолжает много и упорно работать, вместо того чтобы обсудить, что его не устраивает.
  4. Излишне увлеченное отношение к работе, приводящее к эмоциональному истощению.
  5. Сложные отношения с коллегами и / или руководителем, а иногда слишком «семейные», когда сложно отказать другому.

#3. Отсутствие корпоративной гибкости

Презентеизм принято ассоциировать с устаревшими корпоративными ценностями, где строго следят за временем прихода и ухода, отслеживают часы работы и отказывают в удаленке.

#​4. Менталитет и отношение общества к презентеизму

В Японии принято задерживаться допоздна в офисе и проводить свободное время с коллегами. А в Дании, Швейцарии или США на того, кто остается в офисе после 18 часов, смотрят с упреком: видимо, он не смог правильно организовать свою работу или пренебрегает семьей.

Как предотвратить или минимизировать презентеизм

1. Покончить с культурой сверхдостижений

Во многих компаниях принято делать упор на количестве задач и часто за счет качества. На практике чаще работает подход «меньше — значит лучше». Правильнее решить, как добиться большего с меньшими затратами, чем требовать еще и еще от сотрудников.

Чтобы повысить эффективность, нужно обеспечить физическое и психическое благополучие работников. Необходимо поощрять спокойные и сбалансированные отношения на работе, вкладываться в развитие сотрудников и создавать комфортную рабочую среду. Это значительно повысит качество работы и производительность.

2. Выбрать управление через доверие

Презентеизм часто является следствием социального давления. Более непринужденное отношение к рабочему времени пойдет на пользу компании. Это создаст атмосферу доверия и уберет чувство вины из рабочих отношений.

3. Переосмыслить рабочие процессы

Компании необходимо определить и обсудить с каждым сотрудником его оптимальный рабочий режим. Кому-то повысит продуктивность удаленка. А для экстравертов, которые заряжаются от коммуникации с другими людьми, такой формат противопоказан.

Сторінки: 1 2

Tags: , ,

Trackback from your site.

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.