По большому счету все мы так или иначе живем в своем собственном пузыре. Подбирая подходящую под запросы пользователя информацию, современные технологии создают так называемые пузыри фильтров, провоцирующие, в свою очередь, формирование информационного вакуума.
Концепция пузырей фильтров (filter bubble) была впервые предложена исполнительным директором компании Upworthy, интернет-активистом и автором Илаем Парайзером. В своей революционной книге «Фильтровать пузыри» Парайзер объяснил, как поиск в Google дает очень разные результаты в зависимости от истории пользователя.
Данная концепция ссылается на обстоятельства, при которых онлайн-активность пользователей Сети ограничивается небольшим пространством, где все, с чем они сталкиваются, похоже, подтверждает их взгляды. По мнению самых ярых сторонников этой идеи, именно Интернет решает, что люди читают и о чем думают, что в конечном итоге может вызвать следующую антиутопию: однажды человек просыпается и обнаруживает, что все согласны с его мнением.
Автор описывает, как Интернет дает людям то, что они хотят: «Монитор вашего компьютера – это своего рода одностороннее зеркало, отражающее ваши собственные интересы, в то время как алгоритмические наблюдатели следят за тем, что вы нажимаете».
Илай Парайзер называет это отражение пузырем фильтров, «личной экосистемой информации», которая изолирует пользователя от любого когнитивного диссонанса, ограничивая то, что он видит. В то же время практически все, что люди делают в Интернете, отслеживается, но уже в интересах кого-то другого.
У жизни в этих пузырях есть огромный недостаток: поляризация мнений. Другими словами, это приводит к созданию виртуальных сред, в которых все участники разделяют схожие взгляды на определенные темы, а мнения, единодушно согласованные в других подсетях, автоматически отклоняются как надуманные или необоснованные.
Пузыри и реклама
Такого рода технологии составления персонализированного контента давно освоили многие компании-гиганты, например, Netflix и Amazon.
Ежегодно сотрудники компании Netflix проводят около 250 тестов, которые предоставляют информацию о 300 млн пользователей по всему миру. На каждого пользователя создается отдельный профайл, в котором собрана вся информация о его предпочтениях и интересах. Netflix подбирает индивидуальный контент под каждого из своих зрителей на основе данных из этого профайла.
Популярная торговая интернет-площадка Amazon анализирует историю просмотров, покупок, отзывов и запросов реальных или потенциальных клиентов. Таким образом, маркетологи компании могут предвосхитить поведение своих пользователей и составить для них персональное предложение. У данной стратегии есть конкретные цифры: 35% продаж состоялось в результате персональных рекомендаций, а 56% клиентов, совершивших такие покупки, возвращаются на площадку повторно.
Опасность пузырей фильтров
Прежде всего, фильтры персонализации служат своего рода невидимой автопропагандой, внушая людям их собственные идеи, усиливая тем самым стремление к знакомым вещам и заставляя не обращать внимание на опасности, скрывающиеся на темной территории неизвестного. Как отметил исследователь, «мир, построенный из знакомого, – это мир, в котором нечему учиться».
Пузыри фильтров имеют тенденцию резко усиливать предвзятость подтверждения. Получать информацию, которая соответствует представлениям человека о мире, легко и приятно. Потребление информации, которая заставляет думать по-новому или подвергать сомнению собственные предположения, наоборот, вызывает сложности и расстройства. В результате информационная среда, построенная на знакомых сигналах, будет отдавать предпочтение контенту, который поддерживает уже существующие и сформированные представления о мире, а не контенту, который бросает им вызов.