Вы руководитель? Проверьте себя, насколько Вы зрелы в этой роли. Основа для этого – размышления Игоря Солодова, эксперта в кризис-менеджменте и управлении командами. 10 лет тренирует сотрудников из Luxoft, SoftServe, Wargaming, VISA, DTEK.
Нулевой уровень зрелости
«Я хочу решить конкретно эту проблему». Такой руководитель не понимает, что нужна системная работа, плохо определяет причинно-следственные связи. Свое неэффективное управление кажется ему довольно успешным.
Думает, что все знает, верит в «волшебные таблетки», «быстрые и простые решения». Потребляет бесплатный или ворованный образовательный контент, среди фаворитов — инфо-бизнесмены, которые обещают быстрое масштабирование.
Такой руководитель движется от одного тушения пожара к другому. Часто даже не переходит на первый уровень. После нескольких серьезных выгораний и кризисов может решить, что пора двигаться дальше.
Первый уровень зрелости
«Скажите мне, как правильно делать». Руководитель считает себя практиком, а не теоретиком, но на деле думает, как рабочий исполнитель. Хочет конкретных простых инструкций:
– чек-листы
– список вопросов
– структуру встречи
– скрипты
Ценность обучения видит в том, чтобы больше делать и меньше планировать. Такому человеку нравятся мотивационные спикеры.
Второй уровень зрелости
«Дайте мне правильные инструменты». Хочет услышать примеры успехов и работающие кейсы. Ценность видит в исследованиях, конкретных метриках, новых заграничных теориях. Обожает тренеров-практиков.
У него много вопросов, он активно учится по принципу «развивайся или умри», прокачивая себя семинарами на выходных и вебинарами по вечерам. В работе может стать хорошим наставником для команды.
Третий уровень зрелости
«Как может быть еще?». Такой руководитель уже не хочет конференций и тренингов. Ему интереснее общаться на равных с коллегами. Больше ценит хорошие вопросы, чем ответы. Скорее всего, работает с ментором или коучем, вместе с ним корректирует теории под свою команду.
Нравятся закрытые клубы и сообщества. В своей команде ценит «свежий взгляд». Полон идей, постоянно хочет внедрять что-то новое.
Четвертый уровень зрелости
«Мне важны мои ответы». Разочаровался в теориях и моделях. Читает книги или ходит на конференции, чтобы придумать что-то свое, пока движется сквозь чужие мысли.
Понимает, что есть правильные принципы, а не правильные ответы. Работает с психотерапевтом, ведь знает, что основные ограничения, которые тормозят его на данном этапе, в нем самом. Хочет лучше понимать себя и свою глобальную роль.
Пятый уровень зрелости (максимальный)
«Мне важно оставить наследие». Руководители этого уровня хотят влиять на системы больше, чем их бизнесы и жизни.
Пытаются изменить если не историю человечества, то хотя бы отрасль в своей стране. Создают благотворительные фонды, идут волонтерами в правительство, организовывают сообщества единомышленников. Краудфандинги, социальное предпринимательство, проекты в образовании и экологии, развитии малого бизнеса и культуры — все это о них.
Их проекты настолько грандиозны, что даже при колоссальных капиталах большую часть из них делают в партнерстве. Работают с лучшими мировыми экспертами. Такие руководители думают, что останется после них через сотни лет.
Интересно то, что руководитель может одновременно быть на разных уровнях зрелости в разных задачах.
Если управленец на третьем и четвертом уровне по всем задачам, это значит, что он выполняет только то, что может и хочет делать хорошо. Он не учится, потому что боится неудач.