«Управленческая решетка» активно используется в организационной психологии с 1960-х годов. Именно тогда она была разработана учеными Робертом Блейком и Джейн Мутон. В ее основе 2 критерия: забота о бизнесе и забота о сотрудниках. 

Визуально это выглядит как картинка, прикрепленная к посту.

Ось Х. Ориентация руководителя на прибыль (оборот, себестоимость продукции, выполнение графика работ)

Ось У. Интерес руководителя к сотрудникам (условия труда, благополучие на работе, сплоченность команды)

Каждый из двух показателей измеряется по шкале от 0 до 9. В результате исследователи выделяют 5 основных стилей управления.

Примитивный стиль руководства, или «нищее управление» (область 1.1)

Сверхлиберальная модель управления. Руководитель избегает трудных ситуаций и конфликтов, не имеет твердой позиции по вопросам, за которые отвечает. 

Единственная его мотивация — сохранить свою должность, а результаты работы или благополучие сотрудников его мало беспокоят. В итоге рабочие процессы в организации не налажены, сотрудники недовольны и в какой-то момент начинают протестовать. 

Социальный стиль руководства, или «управление в духе дома отдыха» (1.9)

«Социального» менеджера иногда называют излишне опекающим и заботливым. Сотрудники находятся в центре его внимания, он выстраивает качественные отношения со всей командой. Финансовые результаты беспокоят его гораздо меньше и не являются приоритетными.

Организационный стиль руководства, или«компромиссное управление» (5.5)

«Промежуточный» вариант менеджера представляет собой баланс между вниманием к потребностям всех сотрудников и стремлением к прибыли. Здесь достигаются неплохие результаты по рентабельности бизнеса, благосостояние сотрудников тоже не на последнем месте.

Проблема такого стиля управления в посредственных результатах: бизнес-процессы оптимизированы, но не на 100%; прибыль поступает, но она меньше ожидаемой; сотрудникам создают неплохие условия, но они не чувствуют особой мотивации и желания показать свой максимум, поэтому при случае легко сменят место работы. 

Авторитарный стиль руководства, или «менеджмент подчинения» (9.1)

Менеджер, ориентированный исключительно на результат, отличается авторитарным и даже диктаторским стилем управления. Такие руководители используют сотрудников в качестве пешек, легко их отпускают и меняют одних специалистов на других. В их мире идеальный сотрудник — тот, кто подчиняется, не задавая лишних вопросов. 

Групповой стиль управления, или «командный менеджмент» (9.9)

В этом случае человеческие ресурсы оптимизируют для достижения бизнес-целей. При таком управлении для организации важны коллективные интересы. Менеджер — внимательный, чуткий и вдохновляющий — побуждает сотрудников делать максимум возможного в целях организации.

Но любая модель управления может быть результативной!!!

Модель командного менеджмента считается наиболее эффективной, но в определенных условиях другие стили тоже могут оказаться успешными. По мнению ученых Пола Херси и Кена Бланшарда, авторов теории ситуационного менеджмента, любой из пяти стилей управления может принести положительные результаты в зависимости от зрелости сотрудников.

Под «зрелостью» Херси и Бланшард подразумевают автономию, ответственность за результат своей работы, желание выполнить ее как можно лучше. Если у сотрудника хорошо развито это качество, он не задержится надолго у авторитарного лидера, но прекрасно сработается с либеральным руководителем, который даст ему полную свободу действий.

Для того, чтобы определить, к какому типу руководителей вы принадлежите, пройдите тест по ссылке:

Сторінки: 1 2

Tags:

Trackback from your site.

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.