Концентрация внимания
Что изображено на десятигривневой купюре? Какого цвета ковролин в вашем офисе? Какой ручкой вы в последнее время пишете? Многие вещи мы видим ежедневно, но голова занята другим, поэтому мы их не замечаем.
То же самое с учебой. Когда вы скользите взглядом по тексту, а мысли витают где-то далеко, информация вряд ли запомнится. Если делаете два дела разом (например, слушаете аудиоурок и отвечаете на сообщение мамы в соцсетях), оба сделаете плохо. Концентрация внимания — главное условие успешной учебы. Для усвоения материала необходимо сосредоточиться, сфокусироваться на цели и использовать приемы активного обучения (составить интеллект-карту, обсудить тему с друзьями или записать свои мысли).
Осмысление материала
Немецкий психолог Герман Эббингауз одним из первых начал изучать механизм памяти. Он считал, что запоминание непонятого, неосмысленного материала требует в десять раз больше усилий, чем запоминание осмысленного. Это подтверждается результатами современных исследований. Сложно выучить то, в чем мы не видим смысла. Запомнить число 4 071 776 намного труднее, чем дату 4.07.1776 (День независимости США). Запомнить термин «техника обучения» гораздо легче, чем буквы, из которых он состоит, по отдельности. А формулу расчета угла наклона прямой m = (Y2 − Y1) / (X2 − X1) гораздо легче выучить наизусть, понимая ее смысл.
Интерес к тому, что изучаешь
Усваивать знания гораздо легче, если предмет интересен. Во-первых, на нем проще сосредоточиться. Во-вторых, не приходится заставлять себя искать дополнительный материал. В-третьих, если предмет нравится, мы стремимся узнать все с ним связанное, и это тоже помогает в учебе. Как пробудить в себе интерес к предмету? Например, посмотреть, насколько его изучение связано с другими нашими интересами и планами на жизнь. Допустим, вы обожаете путешествовать, но никак не можете взяться за немецкий язык. Подумайте о том, что знание иностранного пригодится, когда вы отправитесь в поездку по Германии.
Ассоциативные связи
Если связать новые знания с полученными ранее, усвоить материал будет легче. Представьте: вы учите испанский язык, и нужно запомнить, как по-испански будет «паспорт» и «словарь» (pasaporte, diccionario). Они пишутся почти так же, как английские (passport, dictionary), и если вы знаете их, то мгновенно вспомните и испанские слова.
Визуализация
Усвоить новые знания гораздо легче с помощью воображения и образного мышления. Помните ли вы, сколько окон в вашей квартире? Чтобы ответить на этот вопрос, мысленно пройдитесь по ней. Информация, которую можно «нарисовать» в голове, представить в виде картинки (независимо от того, существует ли она в реальности), запоминается легче, чем абстрактные категории. Вспомните Фиби в сериале «Друзья»: она дала аккордам смешные названия — в зависимости от того, на что похожа рука, когда их держит. И легко их запомнила.
Общее представление о предмете и его логика
Это позволяет правильно организовать изучение предмета — решить, в какой последовательности читать материал, увидеть его связь с другими разделами и соподчиненность этих разделов. Организованный материал легче усваивается. Более того, результаты исследований показывают: те, кому предлагают только организовать материал, запоминают его ничуть не хуже тех, кого просят его изучить.
Собираетесь читать о создании ЕС? Сначала узнайте исторический контекст, в частности события Первой и Второй мировых войн. Хотите выучить названия штатов США? Сгруппируйте их по географическому принципу (северо-восток, юго-восток и т. д.) или по алфавиту. Учите английские слова father, banana, run, read, apple, child, orange, mother, swim? Распределите их по категориям (семья: father, mother, child; фрукты: banana, apple, orange; действия: run, read, swim).
Изложение материала
Возьмите любой вопрос из книги, которую прочитали, ключевое слово или название главы и попытайтесь ответить на вопрос «Что я об этом знаю?», то есть выдать максимум информации по теме. Не подглядывайте в учебные материалы. Излагая материал, мы повторяем пройденное и видим, что усвоено, а над чем следует поработать. Все это существенно повышает продуктивность обучения и экономит время.
В ходе одного эксперимента учащихся разделили на две группы. И тем и другим зачитали по сорок слов. Первая группа трижды повторила услышанные слова вслух, вторая трижды просто прочла слова. Через 48 часов ученые проверили, насколько хорошо учащиеся запомнили слова, и оказалось, что первая группа запомнила намного больше.
Повторение
Чем чаще мы повторяем пройденный материал, тем дольше его помним и тем легче извлекаем из памяти. Результаты исследований показывают: без повторения пройденный материал быстро забывается.
В ходе другого эксперимента группу учащихся просили повторять текст до тех пор, пока те не заучивали его наизусть. Затем нескольким участникам предложили продолжать повторять материал, причем количество повторений должно было составлять 50% от количества повторений, после которых они запомнили его дословно. (Если испытуемый запомнил текст после десяти повторений, он должен был повторить его еще пять раз.) Другие участники эксперимента не повторяли материал. На следующий день всех учащихся протестировали, чтобы узнать, насколько хорошо они помнят текст, выученный накануне. Через несколько дней их протестировали снова, затем продолжали регулярно тестировать в течение месяца. Те, кто повторял материал большее количество раз, запомнили его намного лучше остальных.
Используйте эти принципы, чтобы получать от учебы больше.