Формула эффективного менеджмента
Адизес различает четыре стиля менеджмента. Каждый выполняет свою роль в компании.
- Producer — продуцирует желаемый результат, чтобы удовлетворить потребности клиентов.
- Administrator — администрирует организационные процессы.
- Entrepreneur — экспериментирует и быстро адаптируется, корректирует под изменения стратегию развития компании.
- Integrator — объединяет сотрудников и создает для них общую систему ценностей.
Формула эффективного управления — PAEI. В процессе выполнения задач каждая роль отвечает на разные вопросы:
P — что?
A — как?
E — когда?
I — кто?
Один человек не может выполнять все четыре роли, ведь они нередко конфликтуют между собой. Поэтому в управленческой команде менеджеры должны на профессиональном уровне выполняет одну из ролей, но не забывать про три другие.
Главная ошибка менеджеров
Плохо, если руководитель сосредотачивается на одной из ролей и игнорирует остальные. Так он не может эффективно выполнять работу. Адизес выделяет четыре архетипа таких менеджеров:
- Одинокий рейнджер
Надежный и преданный исполнитель. Не умеет администрировать и создавать команду. Не творческий и не любит рисковать. Компания под его руководством не развивается, ведь не развивается он сам. - Бюрократ
До абсурда придерживается правил и тратит много времени на административные вопросы. Делает все правильно, но не делает правильные вещи. Боится изменений и никогда не пересматривает свои решения. - Поджигатель
Занимается только инновациями, что не всегда влечет за собой достижение конкретных рабочих целей. Старается внедрить как можно больше изменений, но они не дают желаемого результата. - Суперпоследователь
Подстраивается под коллег и с завидной регулярностью меняет точку зрения. Не имеет собственных идей и избегает принятия решений. Его главная цель всегда совпадает с целью большинства.
Как улучшить свой стиль
Чтобы не попасть в ловушку монополии одного стиля, руководителям важно оценить свой тип поведения и сделать его более гибким. Адизес дает несколько рекомендаций.
Для продюсера:- играйте в долгую и планируйте будущее. Будьте проактивными, а не реактивными
- «делай как я» — не лучший метод обучения сотрудников. Доверяйте подчиненным и позволяйте им проявлять инициативу
- проводите переговоры с сотрудниками, иначе они будут проводить их без вас в коридорах
- раздавать команды — не всегда означает иметь команду
- не забывайте, что процесс не менее важен, чем решение
Для администратора:
- не увлекайтесь инструкциями и регламентами — чем больше прописанных правил, тем меньше шансов, что они будут соблюдены
- не принимайте решения раз и навсегда
- чтобы собрать команду, разрешите сотрудникам не соглашаться друг с другом и с вами
- когда нанимаете людей, забудьте про тесты — прислушивайтесь к ощущениям
- рискуйте и откажитесь от мысли, что запрещено все, кроме того, что разрешено
Для предпринимателя:
- устанавливайте твердые дедлайны для себя и подчиненных
- не принимайте решение, пока не проанализируете и не утвердите все детали
- все финальные решения оформляйте письменно. Не путайте озарение с окончательным решением
- утверждайте решения только тогда, когда оно будет содержать ответы на вопросы: «Что?», «Как?», «Когда?», «Кто?», «Что не?», «Как не?»
- прислушивайтесь к предложениям сотрудников — хорошие идеи можете продуцировать не только вы
Для интегратора:
- лидер не может плыть по течению
- если вы не будете высказывать свое мнение, сотрудники подумают, что у вас его нет
- если вы постоянно хвалите персонал, рано или поздно вам придется его только ругать
- не загружайте подчиненных бесконечными совещаниями
- не бойтесь конфликтов — без них не бывает изменений
Как эффективно работать с менеджерами разных стилей
Чтобы успешно взаимодействовать с руководителями и коллегами, нужно уметь подстраиваться под их стиль работы.
Вот несколько советов, как найти подход к каждому.
Как работать с продюсером:
- преподносите все вопросы как кризисные, иначе он не будет воспринимать их серьезно
- презентуя проект, начинайте с конца — дайте суть и переходите к выводам
- берите инициативу в свои руки и говорите, что у вас уже есть решение конкретной задачи
- делегируя задачи другим коллегам, говорите руководителю, кто и за что конкретно отвечает, когда это будет выполнено и как
Как работать с администратором:
- делайте акцент на том, что вы берете на себя ответственность за решение и его последствия
- убеждайте фактами, а не предположениями и туманными перспективами
- придерживайтесь плана при выполнении задачи. Никаких неожиданностей
- предлагайте только одно решение и детально прописывайте его реализацию
Как работать с предпринимателем:
- не называйте проблему проблемой — превратите её в возможность
- формулируйте предложения так, чтобы всегда была перспектива для правок и новых идей со стороны руководителя
- документируйте важные решения и подавайте их на подпись сразу же после принятия
- представляя решение, специально сделайте небольшую ошибку — руководитель вас поправит, и будет считать себя соавтором проекта
Как работать с интегратором:
- заручитесь поддержкой других членов команды, которые имеют авторитет для руководителя
- не торопите менеджера с решением
- будьте для него полезным источником информации
- говорите, что уже пришли к консенсусу по решению с другими сотрудниками и имеете утвержденный совместно план действий