Холистическая концепция актуальна не только в медицине, но и бизнесе. Она рассматривает бизнес как единый организм. Он страдает, если нарушен «обмен веществ» между основными отделами, и совсем не может без «воздуха» — комплексной маркетинговой стратегии. Концепцию комплексного или холистического (от гр. holos — целый) маркетинга определили еще в 2006 году Филип Котлер и Кевин Лейн Келлер в книге «Маркетинг менеджмент».
Они предложили рецепт сильного бренда XXI века, способного выигрывать конкуренцию не на уровне товаров, а на уровне идей. В нем четыре основных ингредиента:
– маркетинг взаимоотношений
– внутренний маркетинг
– интегрированный маркетинг
– социально ответственный маркетинг
Каждый из этих компонентов был описан задолго до Котлера и Келлера и существовал как самостоятельная концепция, но холистический подход впервые объединил их в целостную систему.
Маркетинг взаимоотношений заключается в создании масштабной партнерской сети, в которую, помимо покупателей, входят работники компании, поставщики, дистрибьюторы, рекламные агентства, акционеры и все, кто прямо или косвенно влияют на успех бизнеса.
Внутренний маркетинг считает, что вовлеченные сотрудники — это довольные клиенты. Холистическая концепция предполагает, что успех компании невозможен без лояльных сотрудников. Всех членов команды она предлагает рассматривать как «внутренних клиентов» и амбассадоров бренда, формирующих его репутацию среди своего окружения.
Интегрированный маркетинг несет идею единого месседжа.
Цель этого подхода — создание яркого и узнаваемого образа компании для максимально широкой аудитории.
Нужно использовать все доступные маркетинговые инструменты: от инфлюенсинга в соцсетях до традиционных рекламных билбордов. А также следить, чтобы сообщения по разным каналам не перебивали, а дополняли и усиливали друг друга.
Социально ответственный маркетинг говорит о том, что важно продавать, меняя мир. Отличительная черта сильных брендов — понимание этических, экологических, правовых и социальных последствий своей маркетинговой стратегии.