Вы можете этого и не знать, но все современные (и не очень) журналисты, дизайнеры, режиссеры, игровые разработчики или художники используют так называемый эффект Ресторфф. И даже вы. Используя его, можно обратить внимание на определенный предмет, захватить фокус человека и заставить запомнить то, что вам нужно.
Эффект Ресторфф (или эффект изоляции) — особенность памяти, когда объект, выделяющийся из ряда однородных объектов, запоминается лучше других. Назван в честь немецкого психиатра и педиатра Хедвиги Ресторфф, которая открыла его в 1933 году экспериментальным путем: во время эксперимента участникам был представлен список однородных слов, среди которых находилось одно, что сильно отличалось. Результаты показали, что именно это слово испытуемые лучше всего запоминали в итоге.
Это общая закономерность. Мы лучше запомним слово или предмет, если оно или он будут отличаться от остальных, к примеру, размером, формой, цветом. Многие люди пользуются этим приемом постоянно: составляя список покупок, они подчеркивают название одного товара или выделяют его ярким цветом, чтобы указать себе на важность именно этой покупки.
Например, попытайтесь запомнить следующий список слов за 5 секунд:
1. Прыгать
2. Стричь
3. Бежать
4. Летать
5. Синий утконос
6. Читать
7. Строить
8. Лежать
Шанс, что вы точно запомните словосочетание «синий утконос» очень велики, потому что оно отличается от оставшихся слов тем, что является существительным, физически более длинным, а также написано курсивным жирным шрифтом. Конечно, это слишком очевидный пример, но именно это позволит запомнить его надолго (эффект Ресторфф в квадрате).
Впрочем, эффект Ресторфф имеет и обратный эффект. Если вы выделите определенное слово, то оно наверняка заберет большую часть вашего внимания и остальные слова запомнятся хуже.
Следует ли говорить о том, что этот эффект можно использовать в обучении? Чтобы научиться чему-нибудь, нужно обратить внимание, сконцентрироваться на какое-то время, после чего «положить» знание в ячейку памяти. Поэтому мы подчеркиваем важные фразы в книге, пользуемся фломастерами и карандашами. Если вы познаете гениальную простоту эффекта Ресторфф, то сможете обучаться в несколько раз быстрее.
Несоответствие и львы
Если мы хотим разобраться в причинах возникновения этого эффекта человеческой психики, то, как и во многих других случаях, нужно обратиться к истокам. Представьте, что вы — доисторический человек, который находится в поле, густо заросшем травой. Трава в нашем случае выступает шаблоном, глубоко укоренившемся в памяти и психике: это нечто безопасное. В ней вас не увидит хищник. Но тут вы замечаете, что что-то не так: трава примята, доносится нехарактерный шелест, вы замечаете сломанные ветки. В чем дело? Может рядом лев? С этим вопросом мозг подает отчетливый сигнал, говорящий о несоответствии. И вы настораживаетесь.
Одни люди называют это когнитивным искажением, другие — инстинктом, который сохранился в человеке и по сей день. И он, между прочим, даже в наше относительно безопасное время может спасти жизнь. Особенно на дороге или в общении с опасным человеком.
Как использовать эффект Ресторфф?
1. В маркетинге:
Создавайте осмысленный, полезный контраст между вашим продуктом и, например, более дешевым аналогом. Вы наверняка знаете не один пример использования этой техники в рекламе, где красочная упаковка одного товара сравнивается с бесцветной другого, «неназванного» продукта.
Этот же эффект маркетологи применяют и когда надо выделить свой продукт среди линейки ему подобных. Отсюда, например, яркие упаковки причудливой формы.
2. При развитии своей памяти:
Подчеркивайте и выделяйте важные слова, которые имеют наибольшее значение для понимания текста.
Помните, что этот эффект нужно применять осознанно; не выделять то, что не имеет смысла запоминать.
Необычные слова, изображения и конструкции предложений запоминаются лучше, чем их типичные аналоги.
3. В дизайне:
Меняйте шрифт для важного текста. Чтобы использовать этот метод, можно поменять сам шрифт, его размер, цвет и многое другое. Главное, чтобы это подходило визуально.
Меняйте тип визуальных эффектов. Например, если большинство изображений в статьях на вашем сайте показывают людей, то смените тактику и замените их пейзажами или фотографиями предметов.
Варьируйте фоновый цвет. Это простой способ подчеркнуть ваши основные идеи.
4. При изучении иностранных слов:
Некоторые слова изучить очень тяжело. Бывает так: ну не запоминается оно, что ни делай. В этом случае нужно записать его (или их) в список, выделив среди других слов. Например, возьмите 3-4 технических термина и смешайте с кухонными.
Когда читаете книгу на иностранном языке, выделяйте ярко-ядовитым цветом те слова, которые обязательно нужно запомнить.