Один из важнейших навыков такой популярной профессии проджекта сегодня – управление рисками. Но по сути правильно понимать и оценивать риски в работе нужно многим специалистам. Поговорим сегодня об этом.
Непредвиденные ситуации возникают всегда. Поэтому в проектах планируйте:
– что можно сделать, чтобы не допустить/уменьшить влияние риска (пропишите в основном плане);
– что можно сделать, чтобы уменьшить влияние последствий риска на сроки/бюджет проекта, если он уже наступил (учтите в «плане Б»).
Чем сложнее проект, тем больше должен быть буфер «запасного» времени/бюджета — чтобы перестраховаться и успеть решить проблемы.
Используйте карту рисков, которая состоит из двух векторов:
– вероятность наступления риска;
– влияние риска на проект.
Риски с высокой вероятностью и влиянием требуют максимальной проработки. Зачастую именно на них необходимо заложить буфер времени.
Так, в «типовых» для команды проектах обычно достаточно 10–15% дополнительного времени. В долгосрочных проектах с высокой степенью неопределенности — примерно 30%. На R&D-проекты буфер «запасного» времени может быть 100% и более. Чем выше неопределенность, тем больше буфер.
Но не впадайте в крайности: если вы пытаетесь предусмотреть Армагеддон даже в самом простом проекте, его длительность неоправданно увеличится в разы.
Пересматривайте риски в течение проекта: одни «отпадут», другие появятся. Приняли новый закон, заболел или уволился сотрудник, заказчик перебросил часть ресурсов на другой проект — это невозможно предусмотреть при планировании. Также неизвестно, когда какой риск может произойти и произойдет ли вообще.