День добрый! Сегодняшний наш пост для маркетологов, предпринимателей и продажников. И он о HADI-циклах.
HADI-Циклы – важный инструмент для предпринимателей и маркетологов, помогающий развивать продукт и лучше его продавать. Они помогают в относительно короткие сроки увеличить необходимые метрики: посещаемость сайта, количество кликов по рекламному баннеру, конверсию и т.д.
Но HADI-циклы – это ещё и достаточно универсальный инструмент, который можно применять в том числе и в самообразовании. В статье мы не будем ограничиваться бизнес-сферой и рассмотрим способы использования HADI-циклов также и в области самосовершенствования.
Что такое HADI-циклы?
HADI – это аббревиатура, состоящая из слов hypothesis, actions, data, insights, которые переводятся как «гипотезы», «действия», «данные» и «выводы».
Суть HADI-циклов в том, что мы формулируем гипотезу, совершаем действие, направленное на проверку гипотезы, получаем какие-то данные, обратную связь, после чего делаем определённые выводы.
На рисунке указана структура циклов. Теперь давайте рассмотрим каждый из шагов в отдельности.
1. Постановка цели
Да, этого пункта нет в цикле, но это очень важный момент, и на нём стоит остановиться.
Прежде чем формулировать гипотезу, нужно найти проблему, сформулировать цель и определить желаемый конечный результат. Цель лучше всего ставить по методике SMART.
Например, «больше продавать» или «стать умнее» – это очень размытые цели, тут сложно выдвигать конкретные гипотезы. И даже если вы это сделаете, вы всегда рискуете упустить что-то важное.
Поэтому лучше разбить такие глобальные цели на несколько частных и более конкретных. Например, «увеличить конверсию лендинга» и «повысить кликабельность рекламы в соцсетях» или «научиться быстрее читать» и «начать развивать творческое мышление».
2. Гипотезы (hypothesis)
После постановки цели цикла начинается выдвижение гипотез.
Гипотеза – это предположение о том, что нужно сделать, чтобы достичь желаемой цели. Например, для цели «научиться располагать собеседника» гипотезой может быть «если называть собеседника по имени, это будет увеличивать симпатию».
«Если …, то …» – это основная конструкция гипотезы. Отметим, что она может быть многоуровневой. Пример:
Если на сайте будет легче ориентироваться, количество заказов увеличится. Если упростить дизайн сайта, на нём будет легче ориентироваться. И далее гипотезы и с предложениями по упрощению дизайна.
Конечно же, гипотезы не стоит выдвигать наобум. На их проверку нужны время и силы, а если речь идёт о бизнесе, то вы ещё и рискуете деньгами. Поэтому каждая гипотеза должна быть на чём-то основана. На данных исследований, успешном опыте других людей, собственных аргументированных рассуждениях и т.д.
Также нет смысла тестировать какие-то очевидные положения. Излишне самоуверенным быть тоже не стоит, но и тратить время на проверку очевидно полезных нововведений с помощью HADI-цикла не лучшая идея. Иногда нужно сразу действовать.
Ещё на стадии формулирования гипотезы стоит задуматься о том, как вы будете её проверять. Если, например, вы хотите увеличить количество кликов на рекламный баннер, тут всё понятно: у вас будет доступ к детальной статистике. Но как вы будете оценивать свой прогресс в интеллектуальном развитии?
Старайтесь формулировать гипотезу так, чтобы её можно было хоть как-нибудь проверить, иначе весь HADI-цикл теряет смысл.
3. Действия (actions)
После того как вы выдвинули гипотезу, наступает время её проверить. Сделайте то, о чем вы говорили в гипотезе.
Но не проверяйте одновременно несколько гипотез, направленных на один и тот же результат. То есть если у вас есть две гипотезы, как увеличить уровень самомотивации, проверяйте их поочередно. Иначе как вы сможете отделить эффект одной гипотезы от другой? Откуда вы будете знать, какое именно действие принесло имеющийся результат?
Естественно, нужно следить и за всеми остальными внешними факторами. Например, если у вас возросла скорость чтения, это могло быть обусловлено не использованием какой-то техники, а лёгкостью текста.
Поэтому нужно следить за тем, чтобы кроме изменений, вызванных гипотезой, никаких перемен не было. Если таких условий добиться не удалось и есть вероятность влияния на результат внешних факторов, лучше перепроверить гипотезу.
4. Данные (data)
Итак, гипотеза сформулирована, действие совершено, что дальше?
Теперь необходимо получить результаты. Чтобы это сделать, нужно определиться с метриками. В сфере маркетинга тут всё просто: количество переходов по рекламе, количество продаж и т.д. – можно открыть статистику и узнать, есть ли положительные сдвиги.
В сфере самообразования тоже нужно стремиться выделять чёткие критерии успешности. Замеры скорости чтения, различные интеллектуальные тесты и т.д. Подумайте, как вы можете определить справедливость или ошибочность гипотезы.
В некоторых случаях имеет смысл получить данные несколько раз, т.е. несколько раз провести тестирование. Это требует больше времени и сил, зато полученные данные будет максимально точными. К таким многоразовым тестированиям целесообразно прибегать в случае проверки каких-то глобальных гипотез, введение которых меняет очень многое, а потому сделать ошибочный шаг недопустимо.
5. Выводы (insights)
Данные получены, каков следующий шаг?
Необходимо проанализировать результаты. Подтвердилась ли гипотеза? Или сейчас положительного результата нет, но вы поняли, что если немного модернизировать гипотезу, эффект будет?
Если да, нужно вводить соответствующие изменения. Если нет – оставьте всё как есть. И тестируйте другую гипотезу!
Если же вы заметили некий рабочий принцип, протестируйте несколько способов его реализации. Например, несколько техник структурирования информации для конспектирования, чтобы было удобнее повторять выученное. Если вы выявили, что структурирование, в принципе, полезно, тестируйте лучшие способы делать это.
Каждый раз задумывайтесь, действительно ли гипотеза оказалось ошибочной или она не работает в конкретных условиях, но, если изменить их, эта гипотеза даст положительный результат.
Не бойтесь возвращаться к старым гипотезам, если у вас появились идеи, как их можно доработать. Возможно, раньше у вас ничего не вышло, но если есть основания полагать, что в новом виде гипотеза сработает – нужно пробовать!
И ещё один совет напоследок: не зацикливайтесь на подтверждении гипотез. Да, выявить способ увеличить прибыльность своего бизнеса или сделать себя лучше, увеличить темпы своего развития – это всегда хорошо. Но самое главное – это внедрение рабочих гипотез.
Мало просто выявить, что гипотеза справедлива. Нужно выжать максимум из этой гипотезы, сделать так, чтобы она приносила максимальный результат. Каждая рабочая гипотеза должна работать на вас, а простое знание о ней ничего вам не принесёт.
Пример применения HADI-цикла
Итак, мы разобрались с тем, что такое HADI-цикл в теории. Теперь разберём пример использования цикла для саморазвития.
Некий мужчина хочет самостоятельно улучшить своё знание английского языка. Он разделяет эту глобальную цель на несколько составляющих: улучшить понимание на слух, увеличить активный словарный запас и научиться быстрее запоминать новую лексику.
Рассмотрим последнюю цель. Мужчина выдвигает две гипотезы.
Первая: если использовать метод фонетических ассоциаций, скорость запоминания слов увеличится. Гипотеза опирается на статьи, которые нахваливают метод, и отзывы людей, которые практикуют его.
Вторая: если повторять новые слова 5 и более раз в день в течение недели, они отложатся в памяти лучше. Эта гипотеза также опирается на статьи для изучающих английский язык.
Сначала он решает проверить первую статью. Он подготовил два списка слов. Они равного размера и равной сложности.
В первый день он попробовал выучить первый список обычным способом и замерил понадобившееся время. На следующий день он проверил, насколько хорошо их запомнил. После этого он повторил аналогичную процедуру с другим списком, уже используя метод фонетических ассоциаций.
Позже мужчина выявил, что скорость запоминания во время использования метода фонетических ассоциаций выше, то есть первая гипотеза верна. Он сделал вывод, что стоит запоминать новые слова в дальнейшем именно таким способом.
Чтобы проверить вторую гипотезу, мужчина опять подготовил два списка слов, оба он запоминал одинаковым словом, но один повторял регулярно в течение недели, а второй через час после запоминания, сутки, три дня и семь дней. Потом он неделю не повторял ни один из списков, после чего проверил, насколько хорошо он запомнил слова из них.
Оказалось, что регулярное повторение не дало значительного положительного результата, слова из обоих списков он помнил одинаково хорошо. Тогда он принял решение не повторять слова регулярно – это лишняя трата времени. Гипотеза оказалась ложной.