Рассмотрим роли в скраме.
Скрам-команда
В основе скрама лежит команда или группа — слаженный организм профессионалов. Скрам команды автономны, участники сами решают, как выполнять задачу. Они многофункциональны — знаний и навыков членов команды хватает для решения задачи.
Для скрама нужна небольшая команда: 7±2 человек. При большем количестве людей участники команды тратят слишком много ресурсов на коммуникации. В середине 90-х годов Лоуренс Путнэм проанализировал 491 команду разработчиков: все они создавали новый продукт и были разных размеров. Исследование показало, что большим командам (9-20 человек) нужно в 4 раза больше времени и усилий, чтобы решить задачу, чем малочисленным группам (3-7 человек).
Скрам-мастер
Скрам-мастер — это формальный руководитель скрам-команды, помощник, который следит за правильным применением методологии и поддерживает боевой дух команды. Он отвечает за то, как делать работу.
Владелец продукта, Product Owner
Владелец продукта — человек, который отвечает за функциональность конечного продукта. Он составляет список пользовательских историй (бэклог проекта), и ведет его по ходу проекта. Его зона ответственности — что делать в рамках проекта и связь с заказчиком.
Заказчик
Заказчик или клиент — тот, для кого делается проект. Заказчиком может быть стороннее лицо или организация или инсайдер. Например, отдел продаж, который заказал девелоперам разработать CRM систему.
Как проводятся регулярные скрам-собрания и Worksection?
Планирование
Первое собрание, которое начинает спринт. На нем команда с помощью скрам-мастера и владельца продукта выбирают задачи из верхней части бэклога, которые они успеют выполнить.
Выбранные задачи вносятся в проект-спринт с дедлайном и исполнителем.
Ежедневные собрания на ходу
Все участники команды каждый день в одно и то же время собираются, чтобы оценить ход работы и обменяться информацией.
Для этого они отвечают на три вопроса:
1) что я делал вчера, чтобы команда добилась цели?
2) что я буду делать сегодня, чтобы команда добилась цели?
3) что мешало мне выполнять работу?
Собрания длятся не дольше 15 минут и проводятся стоя.
Для этой встречи каждый может посмотреть свой Отчет за выбранный день.
Демонстрация или обзор спринта
Проводится, когда работа по спринту завершена. Это показ заказчику и всем заинтересованным лицам функционала, который команда создала за спринт. На этом этапе заказчик высказывает свое мнение, вносит коррективы, запрашивает дополнительный функционал и т.д.
Используются Отчеты за соответствующий промежуток времени, «клиентский доступ» к проектам (виден прогресс, не видна внутренняя кухня), комментарии и эмоции.
Ретроспектива
Это собрание, на котором команда обсуждает выполненные за спринт задачи, степень их выполнения, проблемы, которые нужно решить. Соотношение запланированных и выполненных задач определяет эффективность команды. На ретроспективе ищут способы совершенствования.
Используются Отчеты за соответствующий промежуток времени по Людям, Отделам, Счета и Детальный.
Алгоритм. Что за чем делать?
- Выберите владельца продукта, который четко определит, что должно быть сделано.
- Сформируйте скрам-команду.
- Назначьте скрам-мастера.
- Создайте бэклог проекта в виде списка пользовательских историй. Включите в него все задачи, которые команда могла бы сделать для проекта, и расставьте их по приоритету. Вперед вынесите задачи, в которых заключена основная функциональность проекта и которые принесут доход заказчику.
Бэклог — это полный список работ, которые нужно выполнить.
Пользовательские истории, User stories — это требования к функциональности продукта, озвученные от имени конечного потребителя. Например, я, как покупатель интернет-магазина, хочу искать нужный товар на сайте (оплачивать покупки картой, сохранять товары в корзину и т.д.). - Оцените задачи из бэклога, используя относительные величины, например, размеры футболок или числа из последовательности Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 и т.д. Оценивайте задачи всей командой с помощью покера планирования (planning poker): используйте колоду карт или приложение на смартфон.
Покер планирования — специальная колода карт с числами Фибоначчи. Каждый член команды получает свой комплект. Когда скрам-мастер озвучивает задачу, члены команды одновременно кладут на стол карты с числами, которые, по их мнению, соответствуют сложности задачи. Если карты участников расходятся на одну-две единицы, например, 3 и 8, то задаче присваивается сложность, равная среднему арифметическому этих чисел. Если расхождение больше, то участники, которые выкинули самую маленькую и самую большую карты, объясняют свои решения. После этого все члены команды выкладывают карты заново. И так, пока все не придут к соглашению. - Проведите планирование спринта: выберите задачи и распределите их между исполнителями.
- Заведите скрам-доску, поделите ее на три части: нужно сделать, в работе, сделано. Перемещайте стикеры с задачами, чтобы видеть динамику работы. Используйте реальную или виртуальную доску.
- Не забывайте о ежедневных собраниях.
- В конце спринта проведите демонстрацию.
- Соберитесь на ретроспективу, обсудите, как улучшить работу, какие препятствия устранить. Это может быть неработающая кофемашина, тормозящий компьютер, некомфортная температура воздуха, вспыльчивость коллеги, недобросовестный подрядчик. Когда команда начинает работать по скраму, решаются проблемы, которые месяцами откладывались в долгий ящик.
- Начинайте следующий спринт с планирования (пункт 6).
А теперь традиционная рекомендация для прочтения. Что почитать, чтобы лучше разобраться в скраме?
1) Скрам Гайд. Исчерпывающее руководство по Скраму: Правила Игры / Кен Швабер, Джефф Сазерленд
Руководство по применению скрама: описывает роли, мероприятия, артефакты скрама, и правила их использования. Гайд составлен и поддерживается соавторами скрам методологии.
2) Скрам. Революционный метод управления проектами / Джефф Сазерленд
Бестселлер соавтора scrum раскрывает историю создания и основные принципы методики. Автор приводит потрясающие примеры скрама в действии. Читать обязательно, чтобы загореться тут же внедрить скрам в работу и жизнь.
3) Скрам Джефф Сазерленд Роман Пихлер
Управление продуктом в Scrum. Agile-методы для вашего бизнеса / Роман Пихлер
Существенная часть книги посвящена владельцу продукта: его функциям, качествам, ошибкам. Автор подробно рассматривает процесс создания продукта по скрам методологии, начиная продумыванием концепции будущего продукта и заканчивая созданием отчетов.
4) Scrum и XP: заметки с передовой / Хенрик Книберг
Книга-кейс о практическом применении современных подходов agile — скрама и экстремального программирования — в конкретной команде. Множество примеров, инструментов, скрам методы в действии без воды и теории.