Сколько у вас друзей и как часто вы с ними видитесь? А сколько у вас друзей на Facebook? И какую часть из них вы знаете лично? Еще пара вопросов: сколько у вас подписок на аккаунты известных людей, которые вообще не знают о вашем существовании? И как часто к вам в друзья просятся таинственные личности из разных точек земного шара, шанс увидеться с которыми уверенно стремится к нулю?
Нет, дело не только в вашей занятости. И уже тем более (надеемся!) не в вашем высокомерии. Дело в том, что человек может охватить своим включенным и осознанным вниманием весьма ограниченное количество людей. Это количество принято назвать числом Данбара. Что это такое?
Если в двух словах, число Данбара – это ограничитель количества постоянных социальных связей, которые человек в состоянии качественно и осознано поддерживать в комфортном для себя режиме. Поддерживать социальную связь с человеком качественно и осознано – значит, быть в курсе текущих дел человека, его проблем, стремлений и чаяний. И, само собой, понимать особенности его характера и способы их вербального и невербального выражения.
Вся эта информация занимает некоторый объем памяти человека. Если бы этот объем можно было просто посмотреть в настройках, как объем жесткого диска на компьютере, то, разделив общий объем на объем, занимаемый информацией об одном человеке, мы получили бы количество людей, информация о которых может поместиться в наш мозг. Удивительно, но это количество было бы равно числу Данбара, т.е. колебалось бы в пределах 100-230 человек.
Заглянуть в настройки мозга и получить нужную информацию в числовом значении пока нереально, поэтому антропологу Робину Яну Макдональду Данбару – таково полное имя исследователя – пришлось выводить его эмпирическим путем, т.е. путем наблюдений. Условно число Данбара принимают равным 150. В среднем, именно столько социальных связей в состоянии поддерживать среднестатистический человек так, чтобы они были осмысленными и осознанными.
Дальше еще интереснее. Свои выводы Робин Данбар (антрополог Робин Данбар!) сделал, наблюдая вовсе не за людьми, а… за обезьянами! В ходе наблюдений он заметил взаимосвязь между размером неокортекса у обезьян и количеством социальных связей в стае, которые они в состоянии поддерживать. Уточним, что неокортекс (новая кора) находится в верхнем слое мозговых полушарий и отвечает за такие нервные функции млекопитающих как сенсорное восприятие и мышление, а у людей – еще и за речь. У людей эта часть мозга развита хорошо, у обезьян же неокортекс наличествует в начальном и не слишком развитом состоянии.
Если чуть подробнее, модель социального окружения по Данбару выглядит следующим образом:
Группа из 5 человек– те, с кем мы поддерживаем связи постоянно, с кем стремимся встретиться и поделиться сокровенным.
Группа из 15 человек– те, с кем общаемся чуть реже, однако знаем, что нам всегда рады.
Группа из 50 человек– те, с кем происходит регулярное приятельское общение в зависимости от ситуации.
Группа из 150 человек – те, с кем мы взаимодействуем по обстоятельствам и в определенных пределах.
Примерно подсчитано, сколько часов требуется для установления той или иной близости отношений и перехода в другую группу:
Для вхождения в группу 150 человек – примерно 50 часов.
Для вхождения в группу 50 человек – примерно 100 часов.
Для вхождения в группу 15 человек – примерно 200 часов.
Для вхождения в группу 5 человек – более 200 часов.
На каждом уровне время, которое нужно вложить в обслуживание отношений, примерно линейно с количеством отношений. Компромисс между затратами и выгодами на каждом уровне, а также между различными типами требований и ресурсов, свойственными для разных уровней, приводит к распределению социальных усилий, которое порождает и поддерживает иерархию многоуровневых наборов отношений в социальных сетях.
Ввиду того, что число Данбара является реальностью в жизни каждого индивида, оно естественным образом влияет на жизнь общества в целом. Просто потому, что общество состоит из отдельных людей, каждый из которых подвержен закономерностям построения социальных связей и собственных социальных сетей.
В общем, независимо от уровня развития общества, структура и качество социальных связей подчиняются единым закономерностям:
Человек может обслуживать ограниченное количество социальных связей.
С увеличением количества связей снижается их качество.