С окончанием рабочей недели Вас! Сегодня мы хоти поговорить о феномене группового мышления. Это понятие применимо не только к человечеству в целом, нации, городу, но и коллективу.
Групповое мышление, или «стадное чувство», возникает, когда команда давно работает вместе, излишне уверена в собственной правоте и теряет способность к критическому мышлению. Участники игнорируют факты, которые противоречат их идеям, и в итоге принимают непрофессиональные решения.
Феномен группового мышления открыл профессор Йельского университета Ирвинг Джейнис. Он анализировал политические и военные решения, которые принимали сплоченные группы.
Оказалось, что чем более устойчивой была группа, тем более непрофессиональные решения она принимала. Участники соглашались с общим мнением, даже если знали о фактах, которые доказывали неправильность решения.

Групповое мышление прежде всего провоцируют:

  1. Слишком активный и убедительный лидер.
  2. Изолированность группы от внешнего влияния (в работе не участвуют сторонние эксперты, нет независимой информации).
  3. Жесткие временные ограничения или любое другое давление.

Симптомы группового мышления

  1. Рационализация
    Команда убеждает себя в правильности идеи, несмотря на доказательства обратного.
  2. Давление
    Если один из сотрудников высказывает противоположное мнение или сомневается в рациональности решения, остальные объединяются против него. Команда давит до тех пор, пока коллега не согласится. Или вытесняет его из коллектива.
  3. Самоуверенность
    Если команда несколько раз подряд достигает успеха, участники считают, что все их решения будут правильными.
  4. Эффект Рингельмана: почему вместе работать хуже, чем по отдельности.
    Каждый участник группы считает себя этичным человеком. Когда мораль становится основным критерием принятия решений, стремление к конформизму возрастает. Никто не хочет выглядеть аморально.
  5. Цензура
    Участники группы начинают заниматься самоцензурой, чтобы поддержать мнение большинства.
  6. Иллюзия единогласия
    Поскольку никто не высказывается против, каждый участник группы уверен, что команда единодушно согласна с решением. Эта иллюзия укрепляет стадное мышление. Молчание считается знаком согласия.

Существует несколько техник эффективной групповой работы. Рассмотрим две.

Метод Борда
Участники встречи предлагают несколько вариантов решения вопроса. Затем каждый анонимно оценивает идеи — от лучшей к худшей. Например, если всего обсуждается 10 вариантов, самый неудачный получит 1 пункт, а оптимальный — 10 пунктов.
Затем очки по каждой идее суммируются, побеждает вариант с наибольшим числом пунктов. Если разрыв между первым и вторым местом небольшой, вопрос обсуждают повторно.
Индивидуальное голосование помогает уменьшить влияние лидеров на других участников.

Шесть шляп
Этот метод помогает увидеть ситуацию с разных сторон и упорядочить обсуждение в команде.
Шесть шляп — это шесть режимов мышления. Вся группа «примеряет» шляпы в определенной последовательности (переключается между режимами мышления), процессом управляет модератор.
Команда работает в одном режиме 5–20 минут, а затем переходит в следующий. Встречи начинаются и заканчиваются синей шляпой.
Синяя шляпа: управление. Это шляпа модератора встречи. Задача этой роли — управлять дискуссией, помогать сфокусироваться на цели и подвести итоги.
Белая шляпа: информация и факты. В белой шляпе участники рассказывают, какая информация уже есть и чего не хватает.
Красная шляпа: эмоции и чувства. В этой шляпе говорят об интуитивных предположениях, эмоциональном отношении к идеям.
Черная шляпа: критическое суждение. Здесь обсуждаются риски, опасности и препятствия.
Желтая шляпа: оптимистичность. Противоположность черной шляпе — нужно озвучивать преимущества и позитивные последствия.
Зеленая шляпа: креативность. В этом режиме участники предлагают нестандартные идеи, провокационные решения.

Для разных типов задач есть свои последовательности шляп. Например, если нужно выбрать одно решение из нескольких, группа надевает шляпы в таком порядке: синяя, белая, зеленая, желтая, черная, красная, синяя.

Tags: , , , ,

Trackback from your site.

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.