А вы знаете, что такое клака? Давайте поговорим об этом термине и о том, как это связано с Product Placement.

Пожалуй, древнейшим методом искусственно вызвать то или иное массовое отношение к событию является клака. Этим термином называют и организацию успеха под заказ, и организацию провала конкурентов, тоже под заказ. Термин происходит от французского claque, обозначающего звук, похожий на хлопки в ладоши. Используется данный понятие применительно к различным выступлениям – театральным, концертным, прочим публичным действам.

Если в двух словах, специально нанятые зрители – клакеры – имитируют восторг от спектакля или концерта различными доступными для зрителей способами. Это могут быть аплодисменты, крики «Браво!» и смех в нужном месте, если постановка задумана как комедийная, а зрители не очень-то веселятся.

Точно так нанятые клакеры могут выражать различные виды негодования – свист, топот ногами, оскорбительные выкрики в адрес артистов. Первые клаки и клакеры появились еще в Древней Греции и Древнем Риме, где были развиты традиции публичных представлений. Древние амфитеатры – строения полукруглой формы с ареной и трибунами для зрителей –  сохранились по сей день во многих странах Средиземноморья, с которыми у греков и римлян были налажены торговые связи и культурный обмен.

Согласно широко распространенной исторической легенде, древнегреческий комедиограф Филимон Сиракузский (362-262) нанимал клакеров, чтобы освистать постановки своего прямого конкурента, комедиографа Менандра. Ввиду того, что Менандр специализировался на более утонченном юморе, который не всегда понимали зрители со среднестатистическим интеллектом, трюк полностью удался.

Клакерство как явление оказалось настолько живучим, что перекочевало в 21 столетие. Так, заметка о деятельности клаки в Большом театре в Москве даже попала на страницы издания The New York Times. В статье Wild Applause, Secretly Choreographed («Дикие аплодисменты в тайной постановке») подробно, с именами и фотографиями, описывается работа команды клакеров, действующих в сговоре с артистами Большого театра и обеспечивающих им поддержку аплодисментами и криками «Браво».

Product Placement – это непрямая реклама товара или бренда путем его использования в произведении искусства – кинофильме, мультфильме, телепередаче, музыкальном видеоклипе, картине и т.д. Истоки product placement восходят корнями к 19 веку. Так, признаки продакт-плейсмента просматриваются в картине Эдуарда Мане «Бар в “Фоли-Бержер”», где в правом нижнем углу на бутылке пива видна этикетка с изображением, похожим на логотип, под которым продавалось пиво Bass.

Бренд Bass ведет свою историю с 1777 года, и к моменту написания картины в 1882 году успел завоевать доверие потребителей.

Был ли у Эдуарда Мане некий меркантильный интерес, какие-то договоренности с брендом или художник просто отобразил актуальную на тот момент действительность, мы уже не узнаем. Однако то, что не каждый бренд увековечен в картинах великих художников, и что для бренда это реклама на века в прямом смысле слова, сомнению не подлежит.

Топ-3 компаний, получивших максимальный выигрыш от product placement:

1. Продажи консервированного шпината компании Spinach Can выросли на 30% после появления в 1929 году мультперсонажа – мореплавателя по имени Попай, который может мгновенно увеличить свою физическую силу, съев банку шпината.

2. Продажи сладостей Reese`s Pieces от компании Hershey`s выросли в среднем на 65-70% после выхода в 1982 году фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин», где ими угощали инопланетянина.

3. Продажи виски Jack Daniel’s выросли в 5 раз после того, как в одной из сцен его распивали герои фильма «Основной инстинкт», вышедшего на экраны в 1992 году.

Tags:

Trackback from your site.

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.