Принцип ОЗ

День добрый! Мы, то есть команда QKOMP, частенько пишем о всякой всячине. О том, что вроде как и не имеет отношения в миру IT. О том, что даже близко не стояло с разработкой софта или починкой харда – то есть нашим основным профилем. Дело в том, что приступаем мы к разработке сайта явно не каждый день, а вот отвечаем себе на вопрос «Зачем?» – практически каждый. Согласитесь, любое наше действие – подъем в 5-00 (если мы в секте «Магии утра», разумеется), набивший оскомину выход из зоны комфорта, изучение того, как быть эффективнее – делается для чего-то. Кстати, для чего все делаете вы?…

Сегодня мы поговорим об очередном инструменте, который поможет вам в вашем пути. О принципе Оз.

«Принцип Оз. Достижение результатов через персональную и организационную ответственность», – так называется книга, которую написали известные американские специалисты в сфере консалтинга Роджер Коннорс и Том Смит вместе с писателем, бизнесменом и политиком Крейгом Хикманом. Их труд полностью посвящен раскрытию сути «Принципа Оз», его значению и применению на практике.

Как понятно из названия, «Принцип Оз» изначально выведен для вполне конкретной задачи – достижения результатов. Область применения данного принципа не ограничена каким-то одним направлением, хотя наиболее часто его используют в деловой сфере и бизнесе, что, в общем, закономерно. Именно бизнес-стратегии наиболее остро заточены на достижение конкретных результатов.

Итак, что же представляет собой «Принцип Оз»?

Начнем с небольшой предыстории. Соучредители консалтинговой компании Partners in Leadership Роджер Коннорс и Том Смит, на протяжении почти двух десятков лет работая с клиентами из различных сфер бизнеса, выявили очень интересные закономерности, которые ведут компанию к успеху или неуспеху.

При всех различиях направлений деятельности клиентов Partners in Leadership явно прослеживались общие тренды, которые привели различные бизнесы к похожим проблемам: падение прибыли, стагнация, туманность перспектив развития. Эти общие тренды были, так или иначе, связаны с темой ответственности.

Другими словами, как только собственники бизнеса или топ-менеджеры компаний начинали обвинять в своих неудачах исключительно внешние обстоятельства, которым они якобы никак не могут противостоять, начинался упадок бизнеса. В свою очередь, подъем начинался лишь тогда, когда собственников и топ-менеджмент удавалось убедить взять ответственность за бизнес на себя, не ища оправданий неудач во внешних факторах.

Встал вопрос: как оформить это наблюдение так, чтобы донести его до сознания максимального количества людей? Как предостеречь от ошибок бизнес – большой и малый? Как помочь исправить ошибки, допущенные ранее? Вот тогда-то и родилась идея оформить все наблюдения в виде книги.

Однако в отличие от большинства бизнесменов и коучей команда авторов решила отказаться от традиционной для бизнес-литературы формы подачи материала. Авторы решили взять за основу… детскую сказку, хорошо известную всем американцам от мала до велика. Сказка называется «Удивительный Волшебник из Страны Оз», а написал ее американский писатель Лаймен Фрэнк Баум.

Так или иначе, основная сюжетная линия сохранилась: группа персонажей без определенного рода занятий отправилась к сказочному Волшебнику, каждый с набором своих просьб. Девушка, волею судьбы и силой урагана унесенная в незнакомую местность, хотела вернуться домой. Некий Страшила, которому не повезло не только с внешностью, но и с интеллектом, очень хотел поумнеть. Железный Дровосек сетовал, что совсем разучился чувствовать. А пугливый Лев хотел стать смелым, чтобы не портить имидж хищных млекопитающих семейства кошачьих.

Но, только поняв, что успеха можно достичь лишь ценой собственных усилий, герои сказки получают то, чего хотели. Выбрав аналогию с этой старой всем известной сказкой, команда авторов более чем прозрачно намекает, что в жизни все точно так же, как в этом произведении. И не просто намекает, а почти прямым текстом утверждает, что нужно перестать строить из себя жертву обстоятельств и взять ответственность за свои действия и их последствия на себя, и лишь тогда появится шанс на лучший исход дела.

Для наглядности авторы разделили два этих подхода чертой. Тот, кто всегда чувствует себя жертвой и обвиняет окружающий мир в своих проблемах, обречен находиться под чертой. А тот, кто готов взять ответственность на себя, поднимется над чертой и сможет двигаться вперед. Чтобы подняться над чертой, нужно пройти 4 ступени:

Восприятие.

Причастность.

Решение.

Действие.


Люди, которые будут внимательно читать книгу «Принцип Оз. Достижение результатов через персональную и организационную ответственность», увидят много общего с персонажами из сказки. Так, для первого шага должно хватить смелости увидеть ситуацию такой, какая она есть. Смелость – это как раз то, чего не хватало сказочному Льву. Второй шаг – это принятие своей ответственности за происходящее, необходимость прочувствовать  собственную причастность к конечному результату. Проблема с чувственным восприятием была, как мы помним, у Железного Дровосека. Третья ступень – это поиск решения, для чего требуется мудрость, которой так не хватало Страшиле. И, наконец, нужно действовать, что с успехом удалось Дороти – девушке, желавшей найти способ, чтобы вернуться домой.

Так, в общем и целом, можно обрисовать суть «Принципа Оз», перешедшего с легкой руки коллектива авторов из детской сказки в деловой мир. А как именно можно применять поистине волшебный «Принцип Оз» на практике? Давайте разбираться.

Как использовать «Принцип Оз» на практике?

Итак, мы уже поняли, что «Принцип Оз» на практике подразумевает всегда быть над чертой. Но чтобы подняться над чертой, нужны осознанные усилия. А чтобы сознательно прилагать усилия, нужно сначала осознать, что вы и ваш бизнес оказались под чертой. Как это понять?

Как понять, что вы под чертой:

Вы искренне полагаете, что оказались заложником обстоятельств.

Вы ощущаете, что не можете контролировать ситуацию, но при этом не желаете признавать наличие проблемы.

Вы не слушаете компетентные рекомендации, что можно сделать для улучшения ситуации.

Вы постоянно ищите виноватых.

Обсуждая возникающие трудности, вы делаете упор на том, что невозможно, вместо концентрации на поиске возможных решений.

Вы полагаете, что с вами поступают несправедливо.

Вы постоянно оправдываетесь.

Вы погружаетесь в пессимизм.

Даже 2-3 пунктов достаточно, чтобы начать бить тревогу и принимать меры, выбираясь из-под черты. А уж если в наличии все или почти все перечисленные признаки, до беды осталось совсем немного. Так что же все-таки делать, чтобы подняться над чертой?

Первое и главное – понять, что ответственность – это полностью позитивный момент, который приближает вас к успеху. И в русском, и в английском языках со словом «ответственность» постоянно употребляется множество понятий, формирующих негативную ауру данного термина. Чего стоит, к примеру, уголовная ответственность, или прямая угроза наподобие «Ты за свой базар ответишь»?!

Что же такое ответственность в контексте «Принципа Оз»? Прежде всего, это личный выбор человека сохранять причастность к происходящему и делать все для достижения результата в любых обстоятельствах. Но, как помним, «Принцип Оз» предполагает, цитируем: «достижение результатов через персональную и организационную ответственность». Другими словами, для успеха компании личный выбор в пользу своей ответственности должен сделать каждый член команды. Таким образом, подняться над чертой для бизнеса или корпорации означает вполне конкретные вещи.

Что позволяет подняться над чертой:

Персональная ответственность каждого.

Совместная ответственность всех.


Не приведет ли это к тому, что границы ответственности будут размыты и в итоге спрашивать за результат окажется не с кого? Авторы книги считают, что нет. Они полагают, что, наоборот, понимание концепции совместной ответственности ведет компанию к лучшим результатам и более высокой конкурентоспособности. Но, конечно же, эту концепцию нужно сначала сформировать и донести до каждого члена коллектива.

Понимая прямую связь между собственной работой и результатами фирмы, сотрудники начинают видеть цель и иначе воспринимать свои повседневные обязанности. Именно поэтому так важно, чтобы все понимали, почему они делают именно то, что делают, на каждом уровне в организационной структуре бизнеса. Сложности, конечно, всегда будут. Однако «Принцип Оз» позволяет не только подняться, но и всегда оставаться над чертой.

Как оставаться над чертой:

Требовать, чтобы каждый честно оценивал ваши действия.

Не скрывать правду и не провоцировать, чтобы правду скрывали от вас.

Признавать реальность, видеть проблемы.

Не тратить силы на то, что не можете контролировать по объективным причинам (войны, кризисы, техногенные катастрофы и т.п.)

Видеть симптомы, когда вы рискуете оказаться под чертой.

Принимать меры, чтобы подняться над чертой.

Постоянно искать, что еще можно сделать для улучшения результатов.


Помимо сказочных аналогий и общих рекомендаций в книге множество примеров и лайфхаков из реального сектора экономики. Все пересказывать нет резона, и мы все равно не сделаем это лучше, чем авторы книги. Однако один лайфхак хотелось бы привести прямо сейчас.

Как утверждают авторы, однажды генеральный директор корпорации Intel Энди Гроув спросил исполнительного директора Гордона Мура примерно следующее: «Представь, что нас уволили и назначили на наши места других. Как ты думаешь, что бы они стали делать?»

Каждый из нас может взять этот пример на вооружение и пользоваться таким приемом в любых неоднозначных ситуациях. Особенно если ситуация некомфортна, и вы пока не готовы с ходу принять на себя ответственность за нее. Такое психологическое дистанцирование позволяет мысленно отстраниться от ситуации и в то же время попытаться найти решение, никоим образом не занимаясь самокопанием и не ища виноватых.

Кроме того, данный подход поможет абстрагироваться от происходящего, что часто приводит к более быстрому поиску решения, чем если человек постоянно испытывает беспокойство, чувство вины за происходящее и в итоге не может сосредоточиться на сути вопроса. Да, это тоже важный момент. В контексте «Принципа Оз» ответственность никоим образом не предполагает чувства вины и вообще не несет никакого негативного наполнения, что логично: как может нести негатив то, что построено на хорошей доброй детской сказке?!

Tags: , , ,

Trackback from your site.

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.