Пять почему – это метод поиска причинно-следственных связей и первопричин технических проблем, разработанный в компании Toyota и позволяющий решить самую запутанную проблему за пять шагов.

Суть метода в том, чтобы не останавливаться в момент, когда будет найдена прямая причина технической неисправности, а продолжать искать, если можно так выразиться, «причину причины» неисправности. Условно говоря, когда выяснилось, что машинное масло протекло из-за прохудившейся прокладки, нужно не просто поменять прокладку, а понять, почему протекла прокладка, т.е. задать следующий вопрос «Почему?»

А после этого нужно снова спросить, почему прокладка не выдержала нагрузки, почему она оказалась недостаточно прочной, и почему отдел снабжения поставляет именно такие прокладки. Тогда станет ясно, что первопричиной утечки машинного масла является поставка прокладок с неподходящими для данного типа нагрузок характеристиками. И нужно не просто менять прокладки, а менять схему поставок комплектующих в части обеспечения запасными прокладками.

Цифра «5» взята, потому что абсолютное большинство технических неисправностей становятся ясны именно через пять вопросов «Почему?» Бывает, что в простых случаях первопричина находится за 2-3 шага. Бывает, что в особо сложных случаях нужно 7-8 вопросов. Бывает, что причина имеет комплексный характер, и для каждого аспекта причины проблемы нужно задать свои отдельные вопросы «Почему?» Однако в среднем достаточно пяти вопросов, чтобы дойти до истины.

Итак, как выглядит алгоритм метода «5 почему»? И как нужно действовать, чтобы наиболее эффективно воспользоваться потенциалом метода?

1. Сформулировать несоответствие или проблему, которая требует решения. Когда проблема является сложной или комплексной, необходимо привлечь нескольких экспертов, потому что от точности изначальной формулировки, т.е. первого «Почему?» зависит поиск ответов на вопрос.

2. Найти и записать все возможные ответы на первый вопрос «Почему?», выяснить, какой из ответов является релевантным. Другими словами, найти прямую причину проблемы или несоответствия ожиданиям.

3. Задать второй вопрос «Почему?» применительно к выявленной прямой причине проблемы, найти все возможные ответы на него и выяснить, какой из ответов является рабочим в данном случае. Повторить действие требуемое количество раз, пока не будет найдена первопричина проблемы.

4. Если сразу найти единственно правильный ответ невозможно, следует проводить дальнейшую детализацию с постановкой вопроса «Почему?» к каждой из возможных причин и перечнем возможных ответов.

5. После того как будет сделана полная детализация, сделать пересмотр всех выявленных причин. Может оказаться, что один и тот же вариант ответа повторяется несколько раз применительно к ответам на разные уровни детализации вопроса «Почему?»

Tags: ,

Trackback from your site.

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.