Если вы и дальше продолжите жить так, как сейчас, о чем будете жалеть в восемьдесят? Представьте, что уже достигли этого возраста. Какие важные дела не завершены? Скажем, вы не успели помириться с отцом или возобновить старую дружбу. Пропустили самые яркие события в жизни своих детей. Мало путешествовали. Так и не добрались до книг, которые хотели прочесть.

Часто люди вытесняют из своего сознания то, что для них по-настоящему важно — лишь бы не нарушать существующее положение вещей. Но знайте: если пойдете по этому пути, позже вас настигнут сожаления. И что-то менять будет уже поздно.

В день знаний взрослых особенно часто тянет на рефлексию. Вы-школьник были бы довольны тем, кем стали сейчас?…

Есть правило: допустив ошибку, не принимайте необратимых решений хотя бы два дня. Когда напортачишь, хочется поскорее все исправить. Там не до анализа поступков, которые привели к краху. Но дайте себе передышку — и найдете выход.

Что делать, чтобы быть лучше сейчас? Совместить себя взрослого и школьника! То есть стать суперобучаемым:

1. Быть сфокусированным.

Важнейший навык, которым обладают суперученики, — умение как следует сконцентрироваться и погрузиться в обучение. Если у вас есть сложности с фокусировкой, попробуйте применить следующие стратегии.

– осознайте проблему. Первая проблема, с которой вы можете столкнуться, — необходимость сфокусироваться. Многие из нас склонны постоянно откладывать то, что должны сделать. Как правило, мы даже не осознаем того, что просто медлим. Осознание — первый шаг к тому, чтобы избежать прокрастинации.

Выработайте привычку каждый раз, отложив что-то, формулировать свои ощущения: вам не хочется выполнять именно эту задачу или вас сильно тянет заняться чем-то другим? Научившись автоматически распознавать свою склонность медлить, вы сумеете противостоять негативному импульсу.

– используйте «костыли». Это ментальные инструменты, которые помогут справиться с предрасположенностью к промедлению. Первый «костыль»: скажите себе, что вам нужно пережить всего пять неприятных минут, а потом вы остановитесь и займетесь чем-то другим. Этого достаточно, чтобы приступить к делу.

Самое сложное — начать, а потом вы, скорее всего, не захотите бросать задачу на полдороге.

Второй костыль: «метод помидора». Если вы начнете слишком часто использовать правило пятиминутного перерыва, это скажется на продуктивности. В таком случае имеет смысл попробовать нечто более сложное — чередовать 25 минут сосредоточенной работы с пятиминутным отдыхом.

– выбирайте правильные инструменты обучения. Старайтесь выбирать инструменты обучения, на которых легче сосредоточиться. Например, проще сфокусироваться на видео, чем на печатном тексте. Иногда можно провести «тонкую настройку» выбранных инструментов. Например, если вы читаете трудный для понимания текст, попробуйте делать заметки: так вы обеспечите сознанию лучшую фокусировку.

2. Будьте целенаправлены.

Правильное движение к цели помогает добиться того, чего вы хотите. Один из эффективных методов — полностью погрузиться в среду, в которой практикуется навык. Например, изучать иностранный язык за границей.

Еще один метод — имитации полета. Мы не всегда можем тренировать навыки в реальных условиях. В этом случае подойдет моделирование окружающей среды. К примеру, практика на летном тренажере столь же хороша, как и управление настоящим самолетом. А занятия с носителем языка по «Скайпу» в какой-то степени заменят поездку в другую страну.

Обратная связь — бесценный инструмент в суперобучении. Благодаря ей вы сможете вовремя распознать и исправить свои ошибки. Существуют разные типы обратной связи. Некоторые отклики (например, аплодисменты или тишина в зале) просто сообщают, преуспеваете ли вы в целом. Другие указывают на конкретные недочеты. Любая обратная связь может быть полезна. Однако самая ценная — та, которая не только выявляет ошибки, но и демонстрирует, как их исправить. Здесь, вероятно, потребуется участие учителя, эксперта или наставника.

Получая обратную связь, вы приобретаете полезную информацию вместе с «шумом» — случайными факторами, на которые не стоит обращать внимания. Например, если текст, который вы опубликовали, мигрирует по сетям, возможно, его просто перепостил «правильный» человек. Несомненно, то, как вы пишете, сыграло свою роль, но и случайностей немало, поэтому нужно быть осторожным и при формировании мнения не опираться лишь на один источник данных. Обратная связь будет более эффективной, если вы примените трекинг-код, который позволит узнать, как часто вашу статью дочитывают до конца.

Изменяя и фильтруя потоки обратной связи, выбирая среди них достойные, вы уменьшите «шум» и получите больше значимых сигналов.

3. Умейте запоминать.

Запоминание помогает учиться, но даже с этим всем известным методом все не так просто, как кажется. Вот несколько подсказок.

— Учите материал небольшими порциями и не зубрите. Так он лучше запомнится и сохранится в вашей памяти надолго. Если вы готовы потратить десять часов, чтобы выучить что-то, полезнее распределить их на неделю, чем пытаться все вызубрить за один день.

— Повторяйте. Закрепляйте выученное с помощью системы интервальных повторений (СИП). Постарайтесь вспомнить информацию сразу после запоминания, через 20 минут, через день, через две недели, через два месяца.

— Пользуйтесь мнемоническими приемами. Если информация очень трудна для запоминания, можно воспользоваться мнемоникой. При желании вы найдете множество специальных приемов, позволяющих удержать в голове слова, списки, числа или последовательности.

4. Будьте готовы к экспериментам.

Эксперименты помогают не только расширять кругозор, но и глубже изучать тот или иной навык. Экспериментируйте:

— Опробуйте разные методы, материалы и учебные ресурсы, чтобы сравнить их и выбрать те, которые подходят именно вам.

— Определите разные подтемы в навыке, который вы пытаетесь развить, и потратьте некоторое время на их изучение. Затем решите, стоит вам продолжать в этом направлении или лучше выбрать другое.

— Поэкспериментируйте с разными стилями — в писательстве, дизайне, лидерстве, музыке, искусстве. Начать можно с подражания признанным мастерам.

— Соедините несвязанные навыки, введите для себя новые ограничения или исследуйте крайности, чтобы выбраться из накатанной колеи.

Tags: ,

Trackback from your site.

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.